Ви є тут

Интеграция военного образования в современное образовательное пространство Российской Федерации

Автор: 
Кущев Николай Петрович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193046
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы реформирования военного образования в условиях обновления Российской государственности.......................................... 22
1.1. Становление социального института военного образования в 22
РФ...................................................
1.2. Включение военного образования в формирующееся единое образовательное пространство РФ........................... 45
1.3. Состояние и основные направления реформы системы военного образования РФ.................................. ' 69
Глава 2. Модель подготовки военного специалиста (МПВС) в условиях интеграции образовательных полей........................ 85
2.1. Требования к подготовке и ценностные ориентации офицерского состава в модели подготовки военного специалиста.. 85
2.2. Аттестация офицерских должностей как основа разработки МПВС....................................................................................... 104
2.3. Внедрение ГОС ВПО в условиях интеграции современного военного образования в единое образовательное пространство России.......................................... 124
Заключение...................................................... 146
Список использованной литературы................................ 149
Приложения....................................................... 177
3
ВВЕДЕНИЕ
Коренные социально-экономические преобразования, которые переживает Россия в последние десятилетия, охватили все сферы жизнедеятельности государства.
Оборона и образование относятся к одним из ключевых системообразующих структур в государстве, а военное образование является неотъемлемой составной частью как одного, так и другого из названных социальных институтов. Как показывает мировой опыт, содержание и организация процесса подготовки военного специалиста зависит от национальной политики в области образования.
Образование рассматривается во всём мире как одна из главных ценностей, определяющих перспективу развития человеческого общества. Состояние любого государства оценивается, в первую очередь, по степени развития науки, экономики и культуры, которые зависят от интеллектуальных возможностей общества добывать, усваивать и применять новые знания. А это напрямую зависит от существующей в государстве образовательной системы. Вполне закономерно поэтому, что содержание и организация процесса подготовки военного специалиста зависит от национальной политики в области образования.
Президент России, выступая перед участниками VII съезда Союза ректоров, подчеркнул важность образования для развития страны, его роль и место в решении сложных задач, стоящих сегодня перед государством. При этом он отметил, что проблемы образования волнуют всё общество, и от их успе шного решения зависит не только настоящее, но и будущее России. А высокий уровень российского образования - «Один из немногих факторов, который позволяет нам находиться в числе ведущих государств мира... И задача отечественного образования в том, чтобы помочь пройти этот переходный период быстро, грамотно, эффективно» *.
1 Путин В.В. Высокое качество, эффективность и общедоступность - приоритетные цели развития образования // Материалы VII съезда Российского Союза ректоров. - М: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. - С.3-4.
но-учётных специальностей и по специальности "организация моральнопсихологического обеспечения".
В диссертации разработана модель подготовки военного специалиста по военным специальностям строительства и расквартирования войск МО РФ.
Результаты исследования могут быть использованы как в образовательном процессе военно-учебных заведений, так и в управлении военным образованием в целом.
Проведенный анализ позволяет разрабатывать перечни военноучётных специальностей, составляющих основу для формирования государственного кадрового заказа на подготовку военных специалистов соответствующего профиля.
Апробация работы. Теоретические положения, практические результаты и выводы диссертации излагались автором на международных, всероссийских, межвузовских и межвидовых научно-практических и научно-методических конференциях, на заседаниях Координационного научно-технического совета строительства и расквартирования войск МО РФ, а также опубликованы в центральных изданиях и научных сборниках. К наиболее значимым можно отнести выступления соискателя на международных конференциях: «Общество-Молодёжь-Армия» - Н. Новгород, 1998 г.; «Проблемы современной геополитики. Продвижение НАТО на Восток -проблемы безопасности России и стран СНГ» - С.-Петербург, 1999 г.; «Проблемы совершенствования качества образования в России» — Уфа, 2001-2002 годы и «Перспективы развития военно-строительного комплекса МО РФ» - Москва, 2002 г.
22
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ОБНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
1.1. Становление социального института военного образования в РФ
Человечество на протяжении всей истории своего развития всегда подвергалось различным опасностям, поэтому потребность в безопасности относится к первостепенным мотивам жизнедеятельности человека и общества. Хотя война противоречит естественному стремлению людей жить в мире, тем не менее, она по-прежнему остаётся объективной реальностью. Поэтому военное дело, являясь одним и из видов человеческой деятельности, всегда находилось на острие научно-технического прогресса своей эпохи. Занятие профессиональной военной деятельностью требует наличия специальных знаний, соответствующей квалификации и необходимого уровня образования. По мере развития общества, внедрения достижений науки и техники в военное дело по созданию высокотехнологичных видов вооружения и боевой техники требования к профессиональным военным кадрам постоянно возрастают. Развитие средств, способов и форм вооруженной борьбы к началу XXI века потребовало от военных специалистов и, прежде всего, офицеров наличия высшей профессиональной квалификации.
Образование как социальное явление - это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентирование их на овладение определенными знаниями (прежде всего, научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем материально-технического развития1. Следует заметить, что решение названной задачи предполагает анализ не только социо-
1 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 143