Ви є тут

Интернет как коммуникативное пространство информационного общества

Автор: 
Кутюгин Дмитрий Игоревич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
171
Артикул:
191808
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1лава1. КОММУНИКАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 13
§ 1. Интернет как атрибут информационного общества 13
§2. Интернет как средство вирту ализации общества 28
§3. Социологические характеристики пользователей Интернет 46
Глава II. ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
65
§1. Интернет как пространство массовой коммуникации 65
§2. Интернет и средства массовой информации 81
§3. Особенности РЯ в коммуникативном пространстве Интернета 91
1 лава 111. ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО ГЛОБАЛЬНОЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ 1 Ю
§ 1. Особенности коммуникации в Интернете 110
§2. Формы межличностной и групповой коммуникации в коммуникативном просфанстве Интернета 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
ИСПОЛЬЗОВАН11АЯ ЛИТЕРАТУРА 156
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Современная эпоха характеризуется как эпоха глобального информационного общества, содержание которой составляет экспоненциальный рост информационных технологий и глобализация информационных процессов. Одним из главных проявлений этих процессов является возникновение глобальной сети Интернет, стремительное и неуклонное расширение ее использования во всех сферах жизни общества.
В качестве объекта исследования Интернет представляет интерес для специалистов самых разных профилей, в том числе не только социологов, но и философов, психологов, лингвистов, культурологов, поли тологов и др1. Что же касается социологических аспектов исследования Интернета то они также многообразны в силу универсальной применимости предоставляемых Интернетом коммуникативных возможностей: по мере развития Интернета все более значительная часть коммуникации как делового, так и личного характера осуществляется в виртуальной среде. Этому способствуют такие технические преимущества виртуального общения, как возможность дешевой передачи больших объемов информации на сколь угодно дальние расстояния, возможность коррекции и хранения передаваемой информации и др.
Этими преимуществами объясняется все более широкое использование коммуникативных возможностей Интернета в бизнесе, политике, государственном управлении, науке. Так, все более разнообразным и интенсивным становится использование Интернета в качестве инструмента для продвижения па рынок товаров и услуг. В отличие от классической модели
Ьабасва Ю.Д., Войскумскнм Л. П. Психологические последствия пнформатнзации//Пснхологическнн журнал, 1998, Т. 19; Зсмлянова Л.М. Сетевое общество, информационалнзм и виртуальная культура //Вестник Московского университет. Серия 10. Журналистика, № 2, 1999; Иванов Д.В, Постиндустриализм и виртуализация экономики
(\ууу\Улос.ри.ш:8101 ■ рнЬИсаиоп^ххаЛ 998/1/а8.ЬипП: Релкин Д. Виртуальная реальность
(Ь|1р://\у\ууулчгЦ|а1.ги/ччгЩа1гсаП1У.1итН
16
глубокой трансформации человеческих ценностей, которая по его мнению, должна привести к бесклассовому обществу. В котором будут разрешены вее социальные конфликты: «это будет общество согласия, с небольшим
правительством и государственным аппаратом»12. В целом разработка японского варианта концепции информационного общества осуществлялась с целью решения задач экономического развития Японии, что обусловило его прикладной характер.
На западе концепцию информационного общества разрабатывали также: М. К а стел ьс, Ф. Уэбстер. Э.Гидденс, 10. Хабермас, Д. Мартин, Г. Молитор, А. Тоффлер, Д.Белл, З.Бжезинский, А.Кинг, Д.Несбит, А. Турен, П. Дракер, М.Маклюэн и др.
Д.Белл, который в 1973 г. в книге «Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза» что термин «информационное общество» есть не что иное, как новое название постиндустриального общества, поскольку информация является в этом обществе основой социальной структуры. «В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях»13.
Классическая характеристика информационного общества, оформившаяся на рубеже 60-х - 70-х г.г. XX века, представленная именами Д. Белла, О. Тоффлера, А. Турена, включала следующие основные моменты. Во-первых, обоснование перехода экономических и социальных функций от капитала к информации, и вследствие этого, соединение науки, техники и экономики; увеличение информосмкости производимых продуктов, сопровождающееся увеличением доли инноваций, маркетинга и рекламы в их стоимости; высокий уровень автоматизации производства, освобождающий человека от рутинной
12 Ibid.-Р. 46.
13 Белл Д.Социальные рамки информационного общества. М.: Харвсст, 1980.-С. 45.
17
работы и т.п. - как базовые характеристики общественного производства. Во-вторых, не собственность, а уровень знаний и информации становятся главными факторами социальной дифференциации. В основе этого процесса, как считает Д. Белл, лежит рост сферы услуг за счет сферы материального производства, вызывающий, в спою очередь, преобладание в высших социальных эшелонах людей, специализирующихся на выработке кодифицированного (т.с. систематически организованного) знания. Данный тип профессионального труда неотделим от большего удельного веса в нем всевозможных инноваций, что предъявляет повышенные требования к уровню знаний работника. В жизни современного общества, по его мнению Д.Белла, решающее значение приобретают инновации и социального контроля за изменениями. Именно изменение в осознании природы инноваций обусловливает ценность теоретического знания. Закономерным следствием этого становится, по мнению Белла, формирование новых социальных элит, на основе образования. Согласно Д. Беллу, симбиоз социальных организаций и информационных технологий создаст возможность внедрения новых информационных технологий не только в промышленное производство, но также в социальную сферу, что выражается в создании интеллектуальных технологий - в частности, алгоритмов действий по принятию управленческих решений, выбора в неопределенной ситуации или в ситуации риска и т.п. В результате этих процессов, как считает Д.Белл, возникнет новая рациональность будущего информационного века, основанная не на классической идее «общественного договора» или «социального согласия», а на интеллектуальных технологиях, которая позволит осуществиться мечте об рациональной устройстве социальной жизни.
Классики теории индустриального общества предсказывали закат «индустриальной цивилизации», приход «общества информации и услуг», выделение «информационного производства» в важнейший национальный продукт. Так, Э.Тоффлер видел в средствах коммуникации главный двигатель человеческого прогресса на протяжении всей его истории, Д.Белл предсказывал