Ви є тут

Физическая культура и спорт в структуре жизненно-стилевых стратегий россиян

Автор: 
Моренченко, Сергей Васильевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2005
Артикул:
192618
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ.............................................3
РАЗДЕЛ 1. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В ПОЛЕ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК..................................13
РАЗДЕЛ 2. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ: ПРАКТИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ 53
РАЗДЕЛ 3. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ........................74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................. 106
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................115
2
Введение
Актуальность исследования определяется растущей важностью социологического анализа различных форм физической активности людей в современном обществе, а также тех социальных структур, которые опосредуют условия и эффекты занятий физической культурой и спортом для различных социальных групп населения. Физическая культура, как важнейшая составляющая социальной инфраструктуры, представляет собой относительно устойчивую совокупность практик, служащих удовлетворению общественных потребностей, выполняя ряд общественно значимых функций. Спорт, выступая относительно автономной подсистемой физической культуры, характеризуется особым социальным статусом в пространстве социальных взаимодействий. Социологическое исследование физической культуры и спорта затрагивает как аспекты организации общества в целом, так и жизненно-стилевые стратегии отдельных кластеров социума, которые выступают контекстом для развития установок и практик в отношении физической активности.
Основное внимание в современных общественных дискуссиях по поводу реформы образования занимают проблемы изменения номенклатуры специальностей, учебных планов, более широкому привлечению инвестиций в образовательный сектор экономики. При этом зачастую не обращается внимание на состояние таких важных составляющих образовательного процесса, как физическое воспитание и спорт, являющихся важнейшими факторами формирования современного специалиста. Между тем, практика показывает, что высшие учебные заведения во многом сохранили предыдущий опыт интеграции занятий физической культурой и спортом в учебный процесс. Но образовательное пространство в этом аспекте характеризуется рядом негативных явлений: снижением физических кондиций студентов по причине неудовлетворительного отношения к этому фактору значительной части студентов, усилением девиантного поведения в студенческой среде; потерей ориентиров в формировании спортивных коллективов высших уровней достижений; не-
3
ры и спорта в современном российском обществе, необходимостью модернизации системы университетского образования страны, приближения к общемировым стандартам с точки зрения переноса фокуса в мотивационном комплексе индивидуумов с идеологических причин в сторону гуманитарных и образовательных компонентов. Сформулированные рекомендации по совершенствованию процесса конструирования пространства физической культуры и спорта могут быть применены в системе государственного управления, образования с целью повышения их эффективности. Результаты данного исследования позволяют с новых позиций развивать дискурс о формах, методах и сущности физической культуры и спорта в современном российском обществе. В процессе исследования разработана и применена методика проведения социологического исследования, позволяющего выявить отношение к состоянию основных компонентов пространства физкультурных практик в вузах, предложены рекомендации по улучшению работы это-го образовательного компонента.
Положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в вузах Российской Федерации при чтении общих и специальных курсов по социологии физической культуры и спорта, социальной работе, социологии образования, социологии потребления и социологии молодежи.
Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях на международных, российских и региональных конференциях: «Организация и методика учебного процесса, физкультурно - оздоровительной и спортивной работы: Евразийская ассоциация университетов» (Ростов-на-Дону, 2000), «Проблемы физической культуры и спорта в высших учебных заведениях» (Воронеж, 2001), «Концептуальные парадигмы разума и человека» (Саратов, 2002), «Перспективы культурноцивилизационной эволюции общества» (Саратов, 2003); «Образование для всех: пути интеграции» (Саратов, 2003), «Наука и практика. Диалоги нового века» (Набережные челны, 2003), «Личность студента в образовательно -
развивающем пространстве физической культуры» (Москва, 2003), «Культура здоровья, физическое воспитание и спорт в современной жизни» (Воронеж, 2004); «Образование в современном мире: глобальное и локальное» (Саратов, 2004); «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных социально - экономических условиях развития общества» (Ульяновск, 2005).
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются доказательностью и непротиворечивостью теоретических положений, согласованностью теоретических и эмпирических социологических методов. Результаты исследований автора и основные выводы сопоставлены с известными исследовательскими данными зарубежных и отечественных ученых по проблемам социальной интеграции индивида.
Основные положения диссертации отражены в 10 научных публикациях общим объемом 2,3 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.