Ви є тут

Социально-профессиональная идентичность муниципальных служащих

Автор: 
Рочева Яна Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300666
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................2
Глава 1. Методологические принципы исследования идентичности социально-профессиональных групп.....................................12
1.1. Теоретико-методологические основы исследования социальной идентичности.....................................................12
1.2. Опыт изучения социально-профессиональных групп................37
1.3. Основные характеристики социально-профессиональной идентичности.. 60 Глава 2. Становление муниципальной службы в постсоветской России и проблемы формирования идентичности муниципальных служащих 78
2.1. Институциональное развитие муниципальной службы...............78
2.2. Социально - профессиональная группа муниципальных служащих в системе местного самоуправления российского общества.............99
2.3. Характеристика соци&тьно-профессиональной идентичности муниципальных служащих..........................................116
Заключение..........................................................147
Приложение 1. Анкета основного исследования муниципальных
служащих............................................................155
Приложение 2. Анкетный лист опроса населения........................160
Литература........................................................ 163
г
Введение
Актуальность исследовании диссертационной работы связана с продолжающимся реформированием российского общества, направленным на существенное повышение управляемостью всеми сторонами общественной жизни.
В связи с этим важной составляющей становится создание эффективной системы местного самоуправления. Становление этого института в России находится на самом начальном этапе: еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, остается до конца не понятным предназначение данного образования со стороны общественности.
Так, ведется дискуссия о роли нового института, призванного, с одной стороны, решать проблемы, возникающие на местном уровне, с другой, нацеленного на выполнение общей задачи по обеспечению благополучия государства и общества. Тем самым актуализируются следующие проблемы и противоречия: расхождение возможностей муниципалитетов и потребностей населения, отсутствие информированности о существовании и функционировании органов местного самоуправления, отождествление муниципапьных органов власти с государственными, кадровое обеспечение органов местного самоуправления.
Кадры органов местного самоуправления (муниципальные служащие) -социально-профессиональная группа, определяющая эффективность его функционирования. От их компетентности, образованности, общей культуры, гражданской ответственности зависит качество осуществляемой ими профессиональной деятельности, конечной целью которой является обеспечение и организация благоприятных условий для жизнедеятельности местного сообщества. Это придает актуальность исследованшо муниципальных служащих как самостоятельной социально-профессиональной группы.
Изучение и описание группы муниципальных служащих, предполагает оценку их количественного и качественного состава.
Имеющийся опыт оценки состояния состава муниципальных служанщх в настоящее время строится с учетом следующих составляющих: статистических
24*
Групповая (коллективная) и индивидуальная идентичности — не тождественные, но схожие феномены. Это не только взаимодействующие и взаимопроникающие процессы, они создаются, воспроизводятся, изменяются аналогичным образом, и обе, безусловно, социальны. Основное отличие между ними, с точки зрения Р.Дженкинса, в том, что «групповая идентичность подчеркивает сходство, тогда как индивидуальная - различия»1.
Некоторые ученые критиковали теорию идентичности Э. Эриксона за отсутствие социальных корней и не связанность ее происхождения с сообществом, в котором она рождалась. Так, I f. Бергер и Т. Лукман отмечали, что «американская социальная психология не достигла желаемых успехов потому, что ей не хватало понимания социальной структуры».2
Своеобразным ответом на методологически значимое замечание стали идеи, нашедшие отражение в трудах представителя американского психоанализа А. Ватермана. Он связывал идентичность с социализацией личности в социуме. Идентичность, но А. Ватерману, - наличие у человека целей, ценностей и убеждений, которым он следует в жизни, то есть всего того, что входит в понятие «интериоризация»3.
Автор рассматривал идентичность в двух аспектах. Первый аспект подразумевает, что процесс формирования и существования идентичности обусловлен средствами, которыми человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые в последствии станут элементами его идентичности. Второй - заключается в том, что идентичность нельзя рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, которые человек выбирает. Каждый элемент идентичности относится к какой-либо сфере человеческой жизни. Среди них автором выделяются, три сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии и
профессионального пути; 2) принятие и переоценка религиозных и моральных
1 Jankins R. Social identity. Key ideas. London., 1994. P. 19.
Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности. М., 1997. С. 32.
' Интериозизацня - это составляющая в структуре социализации, отвечающая за полное принятие индивидом норм, ценностей, стандартов поведения, принятых в данном общес ше, которые становятся жизненными принципами личности.
15
убеждений; 3) выработка политических взглядов 4) принятие набора социальных ролей.1
Таким образом, выдвигается важное методологическое основание анализа -формирование идентичности на двух уровнях: личностном и социальном.
Идея о наличии двух уровнях (типах) идентичности - социальной и личностной нашли наиболее полное воплощение в теории социальной идентичности Г. Тэджфела и теории самокатегоризации Дж. Тернера.2 В них социальная идентичность рассматривается в качестве когнитивной системы, которая исполняет роль регулятора поведения в соответствующих условиях. Именно с нее исследователи начинают анализ тесно связанных между собой понятий, обеспечивающих процесс функционирования социальной идентичности: категоризация (самокатсгоризация) и социальное сравнение.
Социальные категории - это процесс отнесения единичного объекта к некоторому классу, с которыми человек себя идентифицирует, определяют его реальный статус. В результате социальная идентичность связана, прежде всего, с категоризацией поскольку, благодаря последней, устанавливается различие между собой и другими.
Таким образом, социальная идентичность - это принягая в той или иной степени субъектом социальная категория. У каждого человека она конструируется через определенное количество социальных категорий, набор которых отчасти задан ситуацией, отчасти индивидуален.
Для оценки себя в любом измерении необходимо имплицитное социальное сравнение с другими. Это же необходимо для идентификации себя с теми или иными социальными категориями. Это является вторым основанием социальной идентичности.
Таким образом, можно сказать, что Г. Тэдшфел и Дж. Тернер базировали свои теории социальной идентичности на межличностном и межгруповом измерениях.
: Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood:. An extension of theory and a review. // Devcl. Psychol. 1982. V.18. № 3 . P. 341-358.
2 Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982; Turner J.C., Tajfel H. The social identity theory of intergroup behavior. H Psychology of Intergioup Relations. Chicago, 1986.
16