Ви є тут

Эволюция ценностных ориентаций российской молодежи в условиях социальной трансформации общества

Автор: 
Кузнецов Валерий Иванович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000299989
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение.......................................................... 4
Глава I. Методологические и методические проблемы
исследования ценностных ориентаций......................... 22
1.1. Ценности как регулятор поведения молодежи: методологический подход................................... 24
1.2. Проблемы ценностей в социологической науке:
специфика их проявления...................................... 32
1.3. 11онятие «ориентация» как социологическая категория........ 53
1.4. Ценностные ориентации как предмет социологического
исследования: классификация и операциоиализация.............. 62
Выводы к I главе............................................. 74
Глава //. Социоструктурная трансформация российской
молодежи как социальный процесс.......................... 76
2.1. Социальная стратификация: содержание и особенности 80
2.2. Социальное положение молодежи в российском обществе: позитивные и негативные аспекты........................... 88
2.3. Интеграционные процессы
в социально-профессиональной структуре реформируемого общества.............................................. 102
2.4. Социальная защита молодежи в условиях нестабильного
российского общества....................................... 119
Выводы ко II главе......................................... 131
Глава III. Социологический анализ ценностных ориентаций
российской молодежи....................................... 133
3.1. Специфика правосознания российской молодежи как социологическая категория ориентации отечественной
молодежи................................................... 134
3.2. Политические ценности молодых россиян как сложный и многомерный объект....................................... 145
3.3.11равственные аспекты отечественного молодежного
сознания: критерии, ценности............................... 157
25
категориями, «при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира»1. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а, следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает мир через призму ценностей, то есть ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира.
Кроме этого ценности выступают как образования мотивационно -потребностной сферы и регулируют социальное поведение людей. Ценности представляют собой некоторые конечные (идеальные) цели, к которым стремится индивид. Они дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют поведение и деятельность человека. В этой ипостаси ценности реализуются в ценностных ориентациях и представляют собой элемент диспозиционной структуры личности. Ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целепологания человека, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым, в определенной мере, детерминируют особенности ее поведения2. Иначе говоря, ценностные ориентации осуществляют психическую регуляцию социальной деятельности и поведения субъекта в социальной среде3.
По мнению автора данной работы, условием существования и развития любого общества является наличие некоего набора непреложных идеальных образований, рассматриваемых в виде системы ценностей. Ценности, согласно Т.Парсонсу, есть высшие принципы, которые «вырабатывает» всякая социальная система для сохранения своего единства и целостности, обеспечение саморегуляции и консенсуса как в различных подсистемах, так и в системе в целом. Общество как целостная система, «в наши дни
' Андреева Г.М. Психология социальною познания. ~ М., 1997.
2 Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. Сборник научных трудов. - М., 1983. - С.4.
1 Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978.
26
организованная в виде единого политического коллектива и является институционализирующей единой, более-менее интегрированной системой ценностей». Они определяют принципы организации и структуры общества, являются фактором стабилизации всего общественного организма, обуславливают саму возможность его успешного фу нкционирования.
Ценностную структуру общества схематично можно представить в виде усеченной многослойной пирамиды, составляющими которой являются общечеловеческие гуманистические ценности, ценности цивилизаций, ценности конкретных обществ, ценности различных социальных слоев, групп и, наконец, системы ценностных ориентаций индивидов, каждый последующий слой такой иерархической структуры во многом определяется предыдущими слоями, служащими для них фундаментом формирования ценностей, их обоснованием и императивом.
Общечеловеческие гуманистические ценности венчают эту сложную и многоярусную структуру ценностей. Они воспринимаются как нечто естественное, носят принципиально не инструментальный характер и составляют определенное смысловое пространство, в котором приобретают значимость и наполнение все остальные ценности. Роль гуманистических ценностей особенно велика в переломные, кризисные периоды развития общества. Это та нравственная основа, которая связывает любое общество со всем человечеством, которая позволяет проследить преемственность в развитии общества даже в самые невероятные перипетии его истории.
Жизнь - как высшая ценность, мир, добро, красота, а также ценности повседневного гуманизма (семья, интересная работа, хорошие отношения с друзьями и т.д.) всегда занимали верхние позиции в шкале жизненных ориентаций у многих людей. Эго ярко продемонстрировало исследование, проведенное в 70-х годах под руководством В.А. Ядова.2
: Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. - 1965. -С.30.
Ядов В.Л. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.:: Наука, 1979.-С. 90.