(ч
2
Содержание:
С.
Введение...............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы двуязычия...................................................................16
1.1. Язык и его роль этнического идентификатора в многонациональном обществе................................................................16
1. 2. Теоретические основы изучения социального развития двуязычия 29
Глава 2. Основные тенденции функционирования и развития двуязычия в Предбанкалье..........................................................49
2. 1. Исторические и социально-демографические предпосылки возникновения межэтнических коммуникаций в Предбанкалье.........................49
2. 2. Особенности двуязычия в социальной структуре Предбайкалья.......64
2. 3. Двуязычие в сферах семейного общения и организованного обучения...................................................................88
Заключение...........................................................108
Список литературы...................................................113
Приложение 1.........................................................128
Приложение 2.........................................................130
Приложение 3.........................................................135
Приложение 4.........................................................137
Приложение 5.........................................................139
Приложение 6.........................................................141
Введение
Актуальность темы исследования. Этноконтактная ситуация, обусловленная ростом цивилизации, укрепляет позиции бикультурной направленности обеспечения коммуникации. В современном мультикультурном обществе одной из языковых ситуаций является билингвизм (от лат.Ы-/ Ыб-дважды и lingus - язык) или дву- и соотносимое с ним многоязычие, то есть сосуществование двух или более языков в рамках одного языкового коллектива.
Многоязычие - это проблема не только культурного развития народа, но также экономическая и политическая. Вследствие прямого соотношения языка с историей общества, проблема двуязычия не теряет актуальности для целого ряда наук, таких как: лингвистика, социология, социолингвистика и ее разделы билингвологня, онтобилингвология, философия, психология, педагогика, политология, культурология и так далее. Язык признается социальным образованием, саморегулирующимся и самопорождающимся, отражающим быт и нравы носителей, воздействующим на мировосприятие или этническую психологию. Сегодня достаточно хорошо осознано, что языковая матрица - своеобразный результат осмысления мира, а познание языковой картины мира - основа полного знакомства с любой культурой.
По мере общего прогресса возрастает социальная и культурная значимость всех языков. Но контакты народов, тем более долговременные, влекут за собой двуязычные и многоязычные ситуации, причем в каждом государстве предусмотрены практически уникальные социальные, культурные и этнические условия существования этих самых языков.
Российская Федерация - многонациональное государство, в состав которого входят не только округи, губернии, но и целые суверенные республики с богатыми традициями и историей межэтнических контактов. На современном этапе в России развиваются две диалектические тенденции: одна из них обнаруживает рост глобализации, стирающей национальные перегородки, другая - призывает к усилению этнического сознания, к этноязыковому
Объем основной выборки, обусловленной аналитическими требованиями, составил 1006 человек. Выборочная совокупность является репрезентативной генеральному массиву бурятского населения Предбайкалья.
В качестве статистической базы для определения индекса мозаичности национального состава Предбайкалья и отдельных его территориальных элементов или индекса интенсивности межнациональных контактов послужили данные Всероссийской переписи населения 2002 г., демографические показатели сельских администраций.
Научная новизна исследования. В данном диссертационном исследовании автором анализируются особенности двуязычной ситуации в конкретном многонациональном регионе. Опираясь на теоретические положения с применением философско-научной методологии, на базе эмпирического материала в работе рассматриваются теоретические и практические вопросы двуязычия, а именно:
уточнены специфические особенности социологического содержания понятия «двуязычие»;
рассмотрены социально-исторические предпосылки возникновения межэтнических коммуникаций и собственно двуязычной ситуации, ее развития в Предбайкалье;
на основании проведенного анализа мозаичности национального состава Предбайкалья определены для языкового исследования территориальные единицы со средним уровнем интенсивности межнациональных контактов и соответственным уровнем функционирования двуязычия;
выявлены основные особенности и тенденции современного со-функционирования русского и бурятского языков в аспекте территориальной, возрастной, образовательной, социально-профессиональной структур региона;
показаны особенности языковых ориентаций населения региона и их выражение в способах возрождения национальной культуры и языка.
В диссертации на защиту выносятся следующие положения:
1. Двуязычие как лингвосоциальное явление отражает изменения в социальной структуре региона и обеспечивает возможность достижения адекватного уровня социокультурной компетенции.
2. Предбайкалье является типом региона с низким уровнем мозаичности национального состава и интенсивности межнациональных контактов, включающим в свой состав отдельные территориальные общности и национальное автономное объединение с более высоким уровнем проявления данных характеристик.
3. Языковая ситуация в регионе характеризуется распространением национально-русского двуязычия. В Предбайкалье билингвами, или носителями двух языков (русского и бурятского) является, главным образом, бурятское население, что определяет одностороннюю направленность распространенного в регионе двуязычия. Ряд исключений составляют случаи социальной активности русских, направленной на изучение языка бурятского народа.
4. В Предбайкалье национальные языки, в том числе бурятский, смещены в семейно-бытовую сферу, в которой распространено функционирование их устных форм. Инструментом коммуникации в большинстве сфер общения служит русский язык.
5. В современных условиях в регионе доминирующими факторами формирования двуязычия являются сферы семьи и организованного обучения. Двуязычие, функционирующее в кругу семьи, для бурятскоязычного населения региона является своеобразным механизмом возврата к родному (национальному) языку.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Предложенный к анализу эффективности коммуникативного процесса подход, основанный на принятии двух линий понимания двуязычия: как механизма приобщения к иноэтнической культуре и как механизма культурных трансмиссий - позволяет более полно представить картину языковых контактов в рамках конкретного региона. Кроме того, в результате языкового исследования населения региона обнаруживает себя важный уровень функцио-
- Київ+380960830922