V! (У(/ ОС СК / $<?'- {/
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ/КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
На правах рукописи
КУРСКОВ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ
МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 22.00.04 - «Социальная структура, социальные институты и процессы»
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Научный руководитель -доктор педагогических наук профессор Н.И. Бабкин
МОСКВА - 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ...............................................26
1.1. Сущность и специфика менеджмента как социального института 26
1.2. Взаимовлияние социальных и личностных факторов в процессе управленческой деятельности.................................. 40
1.3. Социальные конфликты в менеджменте и способы их разрешения 65
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ...................82
2.1. Анализ опыта зарубежных исследований особенностей межличностных отношений в менеджменте...................................82
2.2. Влияние социально-экономических преобразований на социальнопсихологические аспекты управления.......................100
2.3. Гуманизация управления персоналом в условиях структурной
перестройки российской экономики.........................112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................147
сложными представляются взаимоотношения с так называемыми аномальными работниками. В.Т. Ганжин выделяет 25 типов таких работников1.
Изменяется социальная роль личности, меняется ее статус, изменяется структура и функции коллектива. Для успешного функционирования коллектива необходимо социальное взаимодействие, взаимовлияние его членов / для достижения общих целей и удовлетворения своих потребностей. ‘
Новые поколения представлены сегодня людьми, которые не являются ни рабочими, ни бизнесменами, ни фермерами, а лишь работниками своих организаций. Они не пролетариат и не «эксплуататоры». Изменяя свою работу, они изменяют свои организации.
Однако сегодня лидеры даже западных корпораций не в состоянии использовать подобные системы менеджмента, в результате чего общество оказывается перед лицом нового основного социального конфликта - противостояния носителей материалистических и постматериалистических ценностей.
Новые же «адаптивные корпорации» (О. Тоффлер) неизбежно вынуждены будут координировать свои цели с желаниями своих работников и интересами общества таким образом, что появляется возможность говорить о них не только как об экономической единице, но и как о социальном институте.
Возникает система управления, основанная на широком участии как менеджеров, так и работников, и в этих условиях получают значительные (... экономические преимущества те мелкие предприятия, где не разделены собственность и участие, деятельность и контроль над ней, где имеются существенные предпосылки для проявления ответственности работников и обеспечения их саморазвития.
В третьем параграфе рассматриваются социальные конфликты в менеджменте и способы их разрешения. Концепции социального конфликта, основы которых заложены немецким социологом Р. Дарендорфом, по-
1Этика менеджмента и делового общения: Проблемно-тематический к>рс // Автор-составитель В.Т. Ганжин. М., 1995. С. 12-14.
14
лагают, что конфликты в социальных процессах - неизбежные явления1. Вопрос о конфликте как норме социальных отношений был разработан в трудах Л. Козера, Дж. Бернарда, Л. Крисберга и др.2 Идея бесконфликтности, по существу, была составной частью советской идеологии. Между тем социальные конфликты (в т.ч. в трудовых коллективах) имели место на протяжении всей истории страны. Еще в начале 70-х годов для социологов нашей страны было очевидным грядущее разрастание конфликтов, но практические исследования запрещались.
Под социальным конфликтом в социологии труда понимаются любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение (либо сохранение) средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, а также подчинение, нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника3.
Установлено, что конфликт не всегда действует деструктивно, что он помогает обнаружить проблемы и решить их, тем самым способствуя прогрессу организации. В частности, Е. Мелибруда полагает, что «картина общества без межличностных конфликтов кажется... чем-то чудовищным, поскольку это означало бы полную утрату индивидуальности, свободы и аутентичности»4.
До недавнего времени конфликты рассматривались исключительно негативно и все действия администрации сводились к их немедленному силовому подавлению, что ничуть не улучшало ситуацию. В соответствии с современными представлениями, возникновение многих конфликтов не только допустимо, но и желательно5. Это объясняется тем, что они позволяют выявить скрытые от глаз процессы, разнообразие точек зрения на те или иные события, получить дополнительную информацию, что в целом
‘ См.: Дарсядорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. №5.
2 См.: Дружинин В.В. и др. Введение в теорию конфликта. М., 1989; Социальный конфликт: современные исследования. М., 1991; и др.
3 Социолошя труда: Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М., 1993. С. 185.
4 Мелибруда Е. Я - ты - мы. Психолошчсскис возможности улучшения общения. М., 1986. С. 200.
5 Там же.
- Київ+380960830922