Ви є тут

Феномен модернизации и его отражение в сознании субэлитарных групп: социокультурный аспект

Автор: 
Ермаханова Салтанат Амангелдыкызы
Тип роботи: 
социокультурный аспект
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
180
Артикул:
191883
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ 17
ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
1.1. Анализ научных подходов к исследованию модернизации в зарубежной 17 литературе
1.1.1. Содержание понятия «модернизация» 17
1.1.2. Об этапах развития теории модернизации 20
1.1.3. Развитие теоретических представлений о модернизации во второй половине 25 XX века
1.1.4. Место и роль культуры в модернизационном процессе 32
1.1.5. О теориях социокультурной самобытности модернизационных процессов 38
1.1.6. Феномен «догоняющей» модернизации в контексте научных дискуссий и 41 реальных преобразований мира
1.1.7. Неомодернизация и постмодернизация: развитие теоретических взглядов на 42 модернизацию в конце XX в.
1.2. Исследование процессов модернизации в постсоциалистических странах 45
1.3. Социокультурная модернизация как социологический феномен 60
ГЛАВА II. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИОННОГО ПОДХОДА 64 В ИЗУЧЕНИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ
2.1. Оси дифференциации процессов модернизации 64
2.2. Теоретические, понятийные и эмпирические индикаторы социокультурной 82 модернизации
Глава Ш. МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ОЦЕНКАМ 86 ЭКСПЕРТОВ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВЗГЛЯДОВ, СУЖДЕНИЙ И ПОЗИЦИЙ
3.1. Информационная база, инструментарий и выборка 86
3.2. Модернизация казахстанского общества: стимулы и барьеры 88
3.2.1. Общая характеристика модернизации казахстанского общества 88
3.2.2. Барьеры и препятствия модернизации казахстанского общества 100
3.2.3. Факторы, стимулирующие и катализирующие модернизацию казахстанского 103 общества
3.3. Социокультурная модернизация в Казахстане 107
3.3.1. Модсрнизациоиный потенциал населения Казахстана 107
3.3.2. Отношение казахстанцев к модернизационным изменениям в обществе 109
3.3.3. Готовность людей к модернизационным преобразованиям 117
3.4. Модернизационные преобразования и социокультурные стратегии 119
3.4.1. Модернизационные преобразования в континууме «Восток-Запад», 119 «Самобытное-Заимствованное»
3.4.2. Альтернативные стратегии социокультурной модернизации 124
3.5. Построение типов экспертов, различающихся отношением к модернизации: 129 использование методики обобщенной классификации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
ЛИТЕРАТУРА 140
ПРИЛОЖЕНИЯ
155
ВВЕДЕНИЕ
Казахстан является партнером и ближайшим соседом России в геополитическом пространстве, с которой он имеет тесные социально-экономические и культурные связи, а кроме того и самую протяженную из стран СНГ общую границу. Эти обстоятельства активизируют повышенный интерес российской научной общественности к тем процессам, которые происходят сегодня в Казахстане, и в частности, самому важному и фундаментальному из них - модернизации.
Анализ опыта модернизационных преобразований в трансформирующемся обществе, рассмотренный глазами субэлит, важен не только для Казахстана, но и для России, поскольку между странами существует давняя «органическая» экономическая и социокультурная связь. Как известно из истории, присоединение земель нынешнего Казахстана к России происходило в период с 30-х гг. XVIII в. но 60-е гг. XIX в. С тех пор произошло проникновение и взаимовлияние культур, интеграция хозяйственных практик, слияние исторических судеб. Неудивительно, что некоторые исследователи, используя исторические аналогии, даже усматривают в отдельных аспектах современной политической ситуации Казахстана конструктивный опыт петровских преобразований [Власов, 2006]. В свою очередь, российские специалисты отмечают необходимость изучения и позитивного, и негативного опьгга Казахстана: в банковской, пенсионной системе, строительстве и т.д., отмечая схожесть экономики этих стран.
Советский период казахстанского общества характеризуется осуществлением социалистической модели модернизации, в течение которого казахстанское общество оформилось в виде суверенной республики СССР, произошли ликвидация безграмотности, рост образовательного и квалификационно-профессионального потенциала населения, развитие промышленности и т.д. За исторически короткий отрезок времени были преодолены начальные стадии модернизации - заложен фундамент добывающей и легкой промышленности, осуществлены крупные преобразования в социокультурном пространстве.
Постсоветский период модернизации казахстанского общества, начавшийся с момента обретения независимости в 1991 г., связан с переходом к рыночной экономике и демократии, и в целом имеет вестернизационный характер.
Модернизация в постсоветских странах, в том числе в Казахстане, сопровождалась столь радикальными «сломами» и переменами в различных сферах общественной жизни, что вызвало в первой половине 90-х гг. утрату ряда важных позиций, завоеванных на шкале модернизации и. ознаменовалось промышленным спадом, падением
профессионально-образовательного уровня населения, в том числе и из-за массового
17
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
1.1. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ В
ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.1. Содержание понятия «.модернизация»
Понятие «модернизация» в переводе на русский язык означает «осовременивание». В самом общем виде это - придание чему-либо современного облика, переделка в соответствии с современными требованиями с целью улучшения [Большой..., 1999, с. 420, Ожегов, 1978, с.847]. В социологической литературе данное понятие имеет несколько десятков определений, причем наиболее общие акцентируют идею перехода от традиционного общества к современному.
Исследователи обращают внимание на некоторые терминологические двусмысленности, возникающие при переводе однокоренных английских терминов, таких как «modem», «modernity», «modernization» на русский язык. Встречаются два возможных варианта их перевода на русский язык: в первом случае все три термина передаются также родственными словами - модерновый, модерность и модернизация. Другой вариант -полностью русифицированный: современный, современность и осовременивание. В действительности в русскоязычной социологической литературе сложилась практика смешанного употребления обоих вариантов: современный, современность и модернизация [Ковалева, 1998J. В зарубежной литературе исследователи также проводят различия между понятиями модерн, модернити, модернизация и модернизм [Ргеуег, 2007, р. 7-8]. Модернити (модерн) - термин, описывающий характерные черты современных, модерных обществ, которые имеют отчетливые различия по сравнению с досовременными (домодерными) обществами.
Модерн как эпоха возник в Западной Европе в XVI в., но достиг своей зрелости лишь в XIX-XX вв. В этот период Модерн стал синонимом слова Запад. Географическая метафора служила для выделения феномена западной цивилизации. Это сыграло значительную роль в выдвижении на первый план различий и противоположностей в культурном, политическом и экономическом отношении между Западом и Востоком, Югом, Юго-Восточной Азией и Центральной Европой [Ргеуег, 2007, p. 8J. В свою очередь, модернизм - это течение в западном искусстве, господствовавшее в период с конца XIX в. по 30-50-е гг. XX века.
Понятие «модернизация» в широкое употребление было введено в 50-х гг. XX в. и означало глобальный процесс, в ходе которого традиционные общества достигают
состояния модерна (модернити). Кроме этого, как отмечалось выше, термин «модернизация» имеет множество других определений и вариаций. Понятие модернизации в наши дни пережило глубокую эволюцию, поэтому можно говорить о «модернизации самой модернизации». Более того, в научной литературе возникли новые термины, производные по отношению к базовому (модернизация). Это - демодернизация, ремодернизация, антимодериизация, контрмодернизация, неомодернизация, постмодернизация, автомодернизация и др. Данное обстоятельство актуализирует проблему создания обобщающей классификации разных видов и типов модернизации.
«Мы не согласны с этноцентристской позицией тех, кто приравнивает модернизацию к «вестернизации». В какой-то исторический момент модернизация действительно была чисто западным явлением, однако сегодня вполне очевидно, что этот процесс обрел глобальный характер и что в определенном смысле его возглавили сегодня страны Восточной Азии», - пишет [Инглегарт, 1999, с.267].
В рамках теории модернизации имеются зри класса определения: исторические, релятивистские и аналитические [Штомпка, 1996, с. 173-174]. В исторических дефинициях модернизация - синоним вестернизации или американизации и описывается как движение к существующим на конкретной территории и в конкретное время обществам. Так, Ш.Эйзенштадт отмечал: «Исторически модернизация есть процесс изменений, ведущих к двум типам социальных, экономических и политических систем, которые сложились в Западной Европе и Северной Америке в период между XVII и XIX веками и распространились на другие страны и континенты» Рмвег^асй, 1966, с. 1]. Релятивистские определения не затрагивают специфические пространственные и временные параметры, акцентируя внимание на сущности процесса. В этом смысле модернизация означает целенаправленные попытки, осуществляемые большинством населения и элитой для того, чтобы достичь более высоких, желаемых результатов, опираясь на современные стандарты. При этом стандарты могут быть как западными, так и незападными. Э. Тирикьян прослеживает перемещение «эпицентров» модернизации от Греции и Израиля, через Древний Рим, северную и северо-западную Европу во времена Средневековья к США и современным государствам Дальнего Востока, при этом отмечает возможный возврат к объединенной Европе [Штомпка, 1996, с. 174]. Этому определению близки такие определения, в которых модернизация предстает как процесс и результат усилий незападных стран, стремящихся догнать ведущие, наиболее развитые страны Запада, которые сосуществуют с ними в одном историческом времени, в рамках единого глобального мирового сообщества или как центростремительное движение стран от периферийных окраин социокультурной, политической и экономической жизни