Ви є тут

Социокультурная реабилитация инвалидов : на примере Еврейской автономной области

Автор: 
Луценко Екатерина Леонидовна
Тип роботи: 
на примере Еврейской автономной области
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
173
Артикул:
192069
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы социокультурной
реабилитации инвалидов 13
1.1 Социокультурный подход в изучении
проблем инвалидов 13
1.2 Инвалиды в социальной структуре
Еврейской Автономной области 38
1.3 Правовые аспекты реабилитации инвалидов в ЕАО 73 глава 2. Технологии социокультурной реабилитации
инвалидов 88
2.1 Социальные технологии работы с инвалидами 88
2.2 Средства Интернет - технологии
в социокультурной реабилитации инвалидов 104
2.3 Модель Интернет - технологии в социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 143
ПРИЛОЖЕНИЕ А 164
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 171
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В условиях, когда происходит становление нового типа хозяйствования, развитие рыночных отношений, реформирование социально-политической системы и пересмотр социокультурных ценностей, обостряются проблемы прежде всего наименее социально защищенных групп населения. К их числу относятся и люди с ограниченными возможностями.
Актуальность диссертационного исследования определяется процессами общественных отношений, которые реализуются в направлениях социальной политики, в аспектах реабилитации и поддержки инвалидов. Новые способы социальной реабилитации, формирование толерантных отношений предполагают раскрытие факторов социальной эксклюзии на микро- и макроуровнях.
В общественном сознании на протяжении многих веков формировалось отношение к инвалидам не как к людям с ограниченными возможностями, а как к «неполноценным, нетрудоспособным». В кризисных ситуациях положение инвалидов ухудшается, они острее ощущают свою зависимость, ущербность, одиночество, поэтому необходимо оптимизировать условия жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли полнее использовать и развивать свои потенциальные способности для адаптации к новым реалиям и преодоления различных социальных трудностей. В этом контексте разработка и развитие теоретических основ социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями в современных условиях представляются весьма важными и актуальными.
В целях эффективной интеграции инвалидов в социум необходимо разрабатывать социокультурные меры, способствующие развитию потенциальных способностей, уверенности в себе у людей с ограниченными возможностями.
16
ту так же, как в высших формах интеллектуальной деятельности»16. Предполагается, что невозможно понимание ни культуры вне ее социального контекста, ни общества в отрыве от культуры как органического аспекта его функционирования.
В социологическом словаре дается следующее определение Культуры -(от лат. сикига - возделывание, воспитание, образование, развитие): 1 совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека; 2 сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образованияоб-разования, воспитания, духовного творчества; 3 уровень обладания той или иной областью знаний или деятельности; 4 формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования17.
В нашем диссертационном исследовании мы будем придерживаться понятия культуры как формы деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Социальное бытие не существует само по себе, безотносительно к его воспроизводству людьми: в этом, собственно, и состоит его отличие от природы. С точки зрения философии культура выявляется не в логике определений, а в установлении эволюции форм, которыми человек пользуется для сохранения и обновления социального бытия, а главное - в конкретных описаниях форм воспроизводства и обновления, их соотношения18.
Понятие «Общество» - самое важное для всех социальных дисциплин. Включая социальную философию, философию истории, социологию и другие поэтому в нем необходимо разобраться. Обращаясь к анализу смысла слова: «общество» мы сразу же сталкиваемся с тем, что оно имеет не одно, а множество значений. Иначе говоря, существует не одно общества, а несколь-
16 Сорокин, П.А. Человек, цивилизация, общество / П.А. Сорокин. - М..: Просвещение, 1092. - 367с. - С.
157
17 Социология: словарь-справочник.-М.: Высшая школа, 1990. - 330с. - с. 168
18 Там же
17
ко разных понятий, но выражаемых одним словом, что очень усложняет дело.
Н. Смелзер даст следующее определение обществу: общество, социальное, социальность - сумма связей. Совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью19. Социальность, следовательно - это взаимообусловленность жизни людей, взаимообусловленность их жизнью друг друга, процессами и результатами совместной и индивидуальной деятельности. Проблема заключается в том, что система связей людей может пониматься как-то, что существует «в людях» и через людей; и как-то, что существует рядом с людьми или «над ними». Иначе говоря, общество может определяться как нечто, возникающее из жизни людей, а может быть представлено и как нечто отдельное от этой жизни, и обусловливающее и даже предопределяющее. Соотношение общества и людей, социального и индивидуального несколько проясняется через анализ соотношения общества и государства. Если общество и государство отождествляются, то тогда общество может быть представлено как особая система, когда «включаются» и в которой социализируются индивиды. Если же общество и государство фиксируются как разные формы, более того, государство характеризуется как одна из подсистем общества, тогда в общественных связях раскрываются их зависимости от движения индивидных сил и способностей, от самореализации людей20. Понятие «общество» приобретает разный смысл в зависимости от уровня абстракции на котором рассматривается общество: на первом уровне абстракции понятие общества отражает конкретный исторически образовавшийся социальный организм. На более высоком уровне абстракции это понятие означает определенный тип общества. Наконец, на высшем уровне абстракции имеется в виду «общество вообще», это наиболее абстрактное понятие общества
19 Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. - М.: Просзешение, 1994. - 320 с. - с.239
20 Там же.