СОДЕРЖАНИЕ
Введение.........................................................3-14
Глава 1. Социальная защита населения как предмет социологического анализа.........................................................15-76
1.1. Эволюция научных представлений о социальной защите населения .15-32
1.2. Социальная защита населения в системе социальной политики..32-51
1.3. Социальная защита военнослужащих: сущность и функции.......51-76
Глава 2. Современная система социальной защиты военнослужащих ПС ФСБ РФ в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, и пути её оптимизации....................................................77-127
2.1. Объективные условия и субъективные факторы реализации мер социальной защиты военнослужащих ПС ФСБ РФ в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.........................77-98
2.2. Специфика ценностных ориентаций военнослужащих как основание оптимизации системы социальной защиты..........................98-111
2.3. Основные направления повышения уровня социальной защищенности
военнослужащих................................................111-127
Заключение....................................................128-134
Список использованной литературы..............................135-154
Приложения........................................................155
Введение
Актуальность исследования. Ключевым фактором суверенности России является наличие специализированных федеральных органов исполнительной власти, способных в условиях изменения геополитического положения России профессионально выполнять задачу обеспечения безопасности государства. Одной из насущных задач институционального строительства является реформирование работы пограничной службы ФСБ РФ. Важнейшим аспектом становится решение проблем социального развития института охраны Государственной границы, включая вопросы реализации социальной защиты сотрудников этой службы.
Происходившие в последние годы принципиальные изменения в обществе коснулись и пограничной службы. В значительной степени именно профессионализм офицеров - пограничников, патриотов страны, был той основой, на которой строилась новая граница и система ее охраны. Однако этот ресурс в силу объективных обстоятельств во многом исчерпан. Кризис традиционных для советского времени социальных институтов обеспечения социальной защищенности военнослужащих, системы ценностей, поддерживающей такие институты, становится объектом пристального внимания государственной власти1.
Характерной чертой социальной политики РФ в настоящий период является отказ от патернализма, т.е. отказ государства от жесткого детерминирования поведения человека в социальной сфере. В условиях традиционной системы централизованного управления социальной защиты военнослужащих ПС ФСБ РФ такой подход приводит к снижению их социальной защищенности. Специфические социальные гарантии военнослужащих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, до сих пор не подверглись значительной ревизии. С начала 90-х годов их реализация органами военного управления зачастую происходила с
1 Буянов В.В. Формирование профессиональной готовности выпускников вузов к деятельности в силовых структурах институтов власти Российской Федерации (социологический анализ) // Автореферат дисс. ...
форму: «каждому по мере его участия». Далее этот лозунг сменится на тезис
«каждому по степени его личного социально полезного труда». Именно
социальная роль, полезность социальной функции определяет по П.Сорокину
социальные блага, которыми должен оделяться человек18.
Таким образом, анализ воззрений социологов Х1Х-ХХ веков приводит
нас к пониманию того, что в социальном государстве должна вырабатываться
социальная политика как ответ на общественную потребность в социальной
справедливости. При этом под социальным государством принято понимать
характеристику, принцип, относящиеся к конституционно-правовому статусу
государства, предполагающие конституционное гарантирование
экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и
соответствующие обязанности государства19 для обеспечения им
определенного минимума социальных благ20.
В ст.7 Конституции России федерация определяется как «социальное
государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»,
01
обязанное «устанавливать ... гарантии социальной защиты» . Понятно, что при регулировании отношений между обществом и личностью государство опирается, прежде всего, на механизмы регулирования отношений между обществом и составляющими его социальными группами.
До недавнего времени значимость и актуальность отечественных научных исследований проблем социальной защиты приничижались, так как считалось, что в социалистическом обществе работники являются хозяевами на производстве и их интересы надежно защищены государством. В какой-то мере в последние годы «застойного периода» речь велась о защитных функциях профсоюзов. Начиная со времени «перестройки», отечественное
17 Там же, с.545.
18 Сорокин П. Проблема социального равенства. // В кн. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат. - 1992. - с.59.
19 Большой юридический словарь// Под ред. Сухарева Л.Я., Зорькина В.Д., Крутских Л.Е. - М.: ИНФРЛ-М. -I997.-c.646.
20 Вишняков В.Г. Конституционные основы социального государства // «Журнал Российского права». -2004.-№8.-с. 17-18.
обществоведение поворачивается к этой проблематике. Прежде всего, таковая разрабатывается в работах, посвященных профсоюзам22. В дальнейшем появились труды известных отечественных и зарубежных ученых-экономистов, специально посвященные проблемам социальной
9 Я
защиты населения . В них нашли отражение важнейшие принципиальные положения, касающиеся построения системы социальной защиты населения, подходы к формированию механизмов социальной защиты, различные трактовки понятия «социальная защита» и смежных с ним понятий и категорий, исследовательские материалы по моделированию и основным направлениям системы социальной защиты граждан.
С середины 90-х годов 20-го века законодатель начинает активно использовать понятие «социальная защита» в различных нормативно правовых актах, регулируя вопросы таких направлений деятельности государства как социальная защита инвалидов24, ветеранов25,
21 Конституция РФ // Российская газета. - 25 декабря 1993 г. - N 237.
22 Баглай М В. Будут времена и труднее: точка зрения ученого на проблемы продвижения в переходный период // На-гора. - 1993. - № 22-23; Сабиров X. Ф. Между двух огней: какой должна быть политика профсоюзов в новой ситуации // На-гора. - 1994. - № 9-10; Гриценко H. Н. Социальное партнерство дань моде или объективное требование жизни? Что нужно знать о социальном партнерстве. Проблемы, рекомендации, правовые аспекты, зарубежный опыт. - М. - 1994; Киселев В Н. Определимся с ключевыми понятиями. - М. - 1994; Хромушин Л. Тарифное соглашение: новая форма социальной защиты // Новая строительная газета. -1991. - № 23.
23 Абалкин Л. И. Трудный поворот к рынку - М: Экономика. - 1990. - 56С.; Александров В. А. Россия. Франция. США. Эффективность общественного производства и проблемы роста творческой активности // Профсоюзы и экономика - 1992. - № 6. - с.34-38.; Вишневский А. Социальная защита или государственное благодеяние // Коммунист. - 1990. - № 14. - с.56-68.; Волков Ю. Е. Рынок груда - проблемы социальной защиты. - Труд и социальные отношения. - 1991. - № 1. - с.3-8.; Заславская Т. И. Социальные ориетшры обновления: Общество и человек. - М.: Политиздат. - 1990. - 87С.; Зубова Л. и др. Оценка населением системы социальных гарантий и социальной защиты // Вопросы экономики - 1992 - №7. - с.35-39.; Кунсльский Л. Э. Перестройка и социальная справедливость: экономический аспект. - М.: Наука. - 1990. -65С.; Малярова И В., Несмеянова М И Социальная защита детства: концептуальный подход //Социологические исследования. - 1991. - № 4. - с.56-61.; Малярова И.В. Социальная защита детства. Концептуальный подход// Социологические исследования. - 1994. -№4. - с.32-39.; Памфилова Э. Проблем больше, чем достижений // Социальное обеспечение. - 1993. - №1. - с.4-7.; Попко А. Проблемы социальной защиты трудящихся // Плановое хозяйство. - 1990. - Х2 12. - с.7-10.; Попова М. Б. Проблемы и подходы к развитию социальной защиты населения в Карелии // Социологические исследования. - 1994. - №7. - с.5-9.; Профсоюзы и рынок. Как защитить трудящихся? // Гриценко H. Н., Новикова О.Ф. Акмаев А. И. и др. - М.: Профиздат. - 1991. -79С.; Ракитский Б. Социальная защищенность и ее типы // Вопросы экономики. - 1992. - №7. - с.21-27.; Ржаницина Л.С. Доходы, уровень, дифференциация, гарантии. - М.: Профиздат. - 1991. — 94С.; Роик В.Д. Условия труда и социальная защищенность трудящихся // Известия АН СССР. Сер. экономическая. - 1991. - №1. - 75С.; Ромашов О. В. Социальная защита трудящихся: проблемы, пути решения // Социологические исследования. - 1993. - №1. - с.43-49.; Смелзер Д. Дж. Социология. Культура. // Социологические исследования. - 1990. - № 12. - с.30-35, и др.
1Х ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» // СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. - N 48 - Ст. 4563, с изм. и доп.
25 ФЗ «О ветеранах» // СЗ РФ от 16 января 1995 г. - N 3. - Ст. 168, с изм. и доп.
- Київ+380960830922