Ви є тут

Институт помощи в системе семейно-родственных отношений

Автор: 
Коломасова Екатерина Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192565
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
С.
Введение...................................................... 3
1. Теоретико-методологические подходы к изучению института помощи в системе семейно-родственных отношений.............................14
1.1. Система семейно-родственных отношений....................14
1.2. Помощь как социальный институт........................... 39
2. Социологический анализ функционирования института помощи в системе семейно-родственных отношений.................................74
2.1. Функционирование института помощи в подсистеме кровнородственных отношений.....................................................74
2.2. Функционирование института помощи в подсистеме некровнородственных отношений................................................104
Заключение...................................................127
Библиографический список .....................................134
Приложение 1..................................................147
Приложение 2..................................................151
Приложение 3..................................................155
Введение
Актуальность темы исследования.
Потребность исследования института помощи в системе семейнородственных отношений обусловлена проблемой, которая характеризуется, с одной стороны, - сложностью процесса трансформации семьи и системы семейно-родственных отношений в современной России, с другой - ресурсным дефицитом государства в отношении социальных гарантий как для всего общества в целом, так и для семьи в частности.
Современная семья находится в условиях, когда социальная поддержка со стороны государства имеет декларативное значение. В сложившейся ситуации семья не может ориентироваться только на роль государства как основного субъекта социальной политики. Современная российская семья становится все более самоуправляющейся. Изменения в системе семейнородственных отношений и специфика сложившейся социально-экономической ситуации актуализируют выбор новой стратегии поведения, ориентированной на готовность членов семьи нести личную ответственность за свое жизнеобеспечение при минимальной поддержке со стороны государства. Изменения в благосостоянии россиян, связанные с медленным экономическим ростом, крайне неравномерным распределением доходов, изменением системы ценностей способствуют постановке вопроса об активизации собственных сил граждан, обостряют необходимость консолидации внутренних резервов семьи.
В процессе социально-экономического развития общества институт помощи трансформируется в институт социальной поддержки, сохраняя при этом свою роль механизма выживания, имеющего важнейшее значение в современных условиях, как для отдельного человека, семьи, так и для общества в целом. Актуальность исследования института помощи определяется и его ролью в системе семейно-родственных отношений, которая, с одной стороны, в условиях поляризованного российского общества способствует
к семейно-родственным - привлечение неженатых батраков, которые социально и по условиям домашнего права интегрировались в крестьянское хозяйство и потому в дальнейшем включались в состав крестьянской семьи (типично для большей части Германии, Австрии, Франции, части России).
Таким образом, крестьянскую семыо формировало сообщество всех лиц, участвовавших в крестьянском хозяйстве. «В определении принадлежности к крестьянской семье вопрос о том, кто состоял в кровном родстве с супружеской парой и кто нет, имел второстепенное значение» [47, с. 16]. Очевидно, родственные отношения только тогда становились существенными, когда они были наполнены социальным и функциональным содержанием. При этом социальная и функциональная роль определенного человека в доме крестьянина часто доминировала над его родственным статусом.
В разные времена понимание природы родства было неодинаковым. Теоретически родство равнозначно кровнородственным отношениям, но многие его параметры детерминированы определенной культурой. В некоторых обществах внебрачные дети не считаются членами семей родителей; в других они признаются таковыми. В некоторых культурах усыновление создает правовое, или искусственное родство. Другие виды не кровнородственных отношений, духовные или ритуальные, например связь с крестным отцом или матерью или братство по сообществу, могут рассматриваться как кровное родство и подвергаться тем же самым табу. В качестве примера можно привести, существующий в нашей культуре запрет на брак между крестниками и крестными, на брак между крестными отцом и матерью, объясняющийся тем, что они уже являются родственниками перед Богом.
Понятие о родстве неразрывно связано с понятием о происхождении. Родственниками являются люди, связанные происхождением. Есть две формы такой связи: первая - это связь между людьми, из которых один произошел от другого, вторая - это связь между людьми, которые произошли от одного и того же предка. В первом случае люди связаны просто происхож-
дением, во втором - общностью происхождения. «Связь посредством рождения является самой простой, элементарной формой отношений родства. Для обозначения этой элементарной единицы нередко употребляется термин «степень родства»» [102, с. 16]. Люди, из которых один рожден другим, связаны одной степенью родства, являются родственниками в первой степени. Внука связывает с дедом уже две степени родства и так далее.
Любое отношение между родственниками независимо от числа степеней родства образует линию родства. Люди, происходящие друг от друга, связаны линией происхождения или линией прямого родства. В отличие от них, люди, происходящие от общего предка, характеризуются как состоящие в родстве по боковой линии (например, отношения между дядей и племянником).
Таким образом, родство представляет собой совокупность социальных отношений, основанных на ряде факторов. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и ряд других. Родственники - это лица, происходящие от общего предка, либо один от другого.
Индивиды, вступившие в брак, не являются кровными родственниками между собой, но их брачные обязательства связывают родственными узами довольно широкий круг лиц. При заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны. То есть в систему семейнородственных отношений входят и отношения, не основанные на кровном
родстве и происхождении. К таковым относятся супружество и свойство.
Супружество рассматривается учеными как основополагающий элемент, лежащий в основе развития и функционирования семьи. «Брак представляет собой и начало и «ядро» семьи. Супружеские отношения обычно задают тон всем остальным внутрисемейным взаимоотношениям» [138, с. 117], - отмечает А.Г. Харчев. С. И. Голод, в свою очередь, определяет супружество как «личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое мораль-