Ви є тут

Маргинализация российского студенчества : Структурный аспект

Автор: 
Зарубин Евгений Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275116
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................ 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию маргинализации студенческой молодежи.................................... 13
1.1 Маргинальность социального статуса студенческой молодежи:
классическая социология о молодежи в социальной структуре
общества........................................................ 15
^ 1.2 Маргинализация студенческой молодежи как жизненное самооп-
ределение в условиях кризиса традиционной интеграционной модели ........................................................... 32
Глава 2. Студенческая молодежь: периферийность социальных позиций в структуре российского общества................................. 50
2.1 Российское студенчество: проблема социального исключения в со-
циопрофессиональной структуре общества.......................... 51
^ 2.2 Маргинализация как состояние бессубъектности российского студенчества 69
2.3 Социальная модель интеграции российского студенчества: проблема «минимизации» эффектов маргинализации......................... 87
Заключение........................................................ 108
Список использованной литературы.................................. 112
%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российское общество находится в состоянии интенсивных социальных преобразований и маргинализации подвергаются не только традиционные социальные аутсайдеры, но и молодежь, которая является основным агентом социального воспроизводства. Маргинализация молодежи носит преимущественно структурный характер, определяется вытеснением молодежи на социальную периферию, исчезновение ясных социальных перспектив. 65% молодых россиян надеются только на себя, тем самым признавая социальную дистанцию от общества. Подобное отношение к обществу нельзя однозначно отнести к социальной самостоятельности молодежи. Скорее, большинство молодых людей осознают себя «социальными изгоями» или настроены пессимистически1. Маргинализация привела к образованию новых социальных слоев российского общества, которые российские социологи классифицируют социальным «преддоньем» или «социальным дном». Рост социально-имущественного неравенства и соответственно бедности в российском обществе влияет не только на неадаптированных представителей старших социально-профессиональных групп, но и молодежь, часто необоснованно относимую к выигравшей от реформ группе. Наряду с тем, что среди богатых и сверхбогатых россиян более 30% - люди в возрасте до 30 лет, 42% молодых россиян испытывают эффект материального недопотребления, не в состоянии качественно питаться, тратить деньги на образование, спорт, искусство или приобретать предметы длительного пользования2.
Студенческая молодежь традиционно характеризуются социальной лояльностью, поиском эффективного вхождения в социальную и социопрофессионал ьную структуру общества. Как показывают данные социологических исследований, нуждающаяся молодежь ориентирована на перемену ди-
1 Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология. - М., 2000, с. 215
2 Молодежь России на рубеже веков. - М., 1998, с. 5
танцию, либо готовность к «негативным» социальным контактам, целью которых является не интеграция в общество в качестве самостоятельной группы, а завоевание автономного социального пространства, универсализация собственных интересов посредством освобождения от социальных обязательств и использования девиантных социальных стратегий.
3. Российская студенческая молодежь вытеснена из социальнотрансформационного процесса, поэтому в условиях внутренней социокультурной дифференциации, ее характеризует статусная маргинальность, выраженная в готовности к перемене дипломной профессии, преобладании регрессивной социальной мобильности (70% : 30%) и напряженности в отношениях с элитными и базисными социальными слоями общества. Большинство респондентов уверены в себе и обнаруживают низкий уровень социальной уверенности, что способствует дистанцированию от социального статуса и низкой групповой консолидации, сужения возможностей артикулирования групповых интересов.
4. Студенческая молодежь находится в состоянии социальной зависимости и узкого диапазона возможной реализации профессионального потенциала, что сопряжено с аутореферентностыо, присоединением к успешно адаптированным слоям и усилением социальной изоляции, выработкой норм и правил социального абсентеизма, склонности к паразитическим инновациям и принятием «инициированного» стиля жизни. Маргинализация усиливается в результате отклонения от активного участия в социальной жизни, индифферентности к социальным интересам, диффузии «одиночества в толпе». Более 57% респондентов заявляют о предпочтении отношений с близкими и родными, 23% демонстрируют эгоистический интерес, что свидетельствует о периферизации социального статуса и ограниченности социопрофесиональ-ных ресурсов.
5. Традиционные модели, основанные на социальной взрослости и профессиональной зрелости студенческой молодежи, се готовности занять вакантные социально-профессиональные ниши, неэффективна в условиях ус-
тановки на общее высшее образование, снижения престижности профессионализма и доминирования социального дистанцирования молодежи. Оптимизация отношений молодежи и общества связана с групповой консолидацией студенческой молодежи на основе нахождения нового профессионализма, включающего определенное профилирование интеллигенции, предоставление студенческой молодежи выбора инновационных профессий и перехода от модели непрерывной интеграции к серийной, направленной на конвертацию социальной инициативы молодежи в рефлексивные социальные практики.
Практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в реализации целевых программ молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, развитии системы профориентации будущих специалистов в вузах, повышении эффективности деятельности органов занятости и социальной защиты населения.
Кроме того материалы диссертационного исследования могут снискать применение в чтении лекций по общей и теоретической социологии молодежи, в изучении спецкурсов по социальной стратификации и социальной интеграции, социальной мобильности и ценностей студенчества.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических семинарах кафедры, а также на региональных конференциях. Основные выводы работы отражены в публикациях объемом 6 п.л. По теме диссертации опубликовано 5 работ, из них 2 брошюры, 3 научных статьи.
Структура работы. Диссертация включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение, список литературы из 160 источников, 13 таблиц, 3 диаграмм.