Ви є тут

Изменение форм досуга молодежи российской провинции : социологический анализ

Автор: 
Либерова Марина Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295891
179 грн
Додати в кошик

Вміст

4
I
I
| СОДЕРЖАНИЕ
»
{ ВВЕДЕНИЕ.................................................. 3
1 СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДОСУГА............................. 16
1Л Свободное время и досуг............................ 16
( 1.2 Досуговая деятельность как одна из форм жизнедеятельности
1 общества.................................................................................. 31
2 ДОСУГОВАЯ СФЕРА КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.................................................. 41
2Л Концептуальные основы подходов в досуговой деятельности... 41
2.2 Субъекты досуговой сферы............................. 53
2.3 Материальные и духовные ценности досуговой сферы..... 66
3 ТРАНСФОРМАЦИИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ 79
ЗЛ Значение метода бюджета времени в изучении досуговой деятельности молодежи....................................... 79
3.2 Анализ досуговых предпочтений провинциальной молодежи... 87
3.3 Новые тенденции в досуговой сфере..................... 120
3.4 Перемены в российском обществе - главный фактор изменений
в досуговых формах и предпочтениях молодежи........... 145
ЗАКЛЮЧЕНА................................................. 180
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................... 186
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................ 195
*
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исслсдоваишь Неотъемлемым компонентом образа жизни является досуг, который в условиях современного российского общества привлекает к себе все больше внимания исследователей, в связи с тем, что социальная значимость этой сферы жизнедеятельности в последнее десятилетие заметно возросла. Проблемы досуга изучаются в настоящее время не только социологией, но и культурологией, социальной философией и многими другими науками в области социального знания. Задачи, решаемые сегодня в сфере досуга, настолько масштабны, широки и многообразны в своей социальной направленности, что это позволяет исследователям подходить к досугу как к значимой части социальной системы, во многом определяющей содержание и характер всех других сфер общественного развития.
Содержание и организация досуга в РФ становятся важнейшим направлением в работе государственных и общественных структур федерального, регионального и муниципального уровня. Об этом свидетельствуют осуществляемые в настоящее время национальные программы в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилья и т.д.
Потенциал досуга предоставляет большие возможности для формирования нравственных ориентиров как отдельной личности, так и различных социальных групп современного общества. Досуговая сфера активно влияет на общественное сознание, формируя в нем ценности, одобряемые обществом и, как правило, им же поощряемые; располагает безграничными возможностями для реализации многообразных духовных потребностей общества и каждой личности в отдельности. В современном досуге присутствуют моменты творчества, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. Вместе с тем сфера досуга — значимая часть экономической жизни общества, она приносит существенную прибыль и в пей заняты десятки тысяч людей, заинтересованных в клиентах сферы досуга.
Однако необходимо признать, что в настоящее время в обществе нередко
3
разования и досуга. Особенности методологических подходов к изучению
I л
бюджета времени населения в России, как отмечает Патрушев В.Д. , сводятся к марксистской трактовке.
• В конце 30-х годов XX века появляются две работы Питирима Сорокина по проблематике времени, опубликованные в США во времена его вынужденной эмиграции. Они, по определению В.Д. Патрушева, становятся «латентным мостиком» между российскими исследованиями 20-х годов и зарубежными исследованиями второй половины столетия.
В США завоевывает новые позиции и набирает силу структурно- функциональная методология Т. Парсонса и Р. Мертона. Поэтому в исследованиях бюджета времени внимание исследователей акцентируется на явных и неявных функциях занятий, их системности (социокультурной взаимосвязанности), на полезности (функциональности) и дисфункциональиости в отношении общей стабильности социальных отношений.
В Германии исследователи бюджета времени выделяли динамику изменений и межличностных взаимодействий, «цепей человеческих взаимосвязей» по месту и времени деятельности.
Французская социологическая школа, в особенности Ж.Дюмазсдье, акцентировала внимание на ценностно-нормативном характере деятельности людей и выявлении «смыслов» занятий, распределяемых во времени.
Современные социологи выделяют три этапа исследований бюджета времени в России.
Первый этап (1920 - 1930 гг.) связан прежде всего с именем Струмилина
С.Г., по инициативе которого впервые органами государственной статистики были начаты обследования бюджетов времени различных групп населения. Общей задачей исследований являлось изучение изменений в образе жизни как по сравнению с дореволюционным временем, так и в первые годы Советской власти.
и Бюджеты времени различных социальных групп и территориальных общностей //Социология в России. М, 1999.-C.453.
22
Важнейшие результаты исследований 1920-1930 г.г.:
1. Впервые были получены данные о распределении членами семей рабочих, крестьян и служащих суточного и месячного фондов времени на различные виды деятельности.
2. Было установлено, что продолжительность оплачиваемого труда в результате перехода в 1917 году на 8-часовой рабочий день (вместо 10-часового) значительно уменьшилась.
3. Увеличился объем свободного времени: у мужчин - на 11,7 часа, у женщин - на 7 часов за счет увеличения времени на участие в общественной жизни, чтение, развлечения и отдых.
Второй этап в исследованиях бюджета времени - середина 1950-х - конец 1960-х. Предыдущие 20 лет эмпирические исследования в социологии, как и в других науках, не проводились.
Этот этап связан с’именем Г.Л. Пруденского и его школой. В его концепции весь бюджет времени делился на рабочее и внерабочее. Время, связанное с работой, время домашнего труда и удовлетворения других бытовых потребностей наряду с рабочим временем, рассматривались в качестве источников увеличения свободного времени, а последнее - в качестве условия для развития личности и роста производительности труда.
К середине 1960-х годов было сформировано направление по изучению социальных проблем собственно свободного времени (В.Л. Артемов, JI.A. Гор-дон, Б.А. Грушин, Г.П. Орлов, A.B. Неценко, В.Д. Патрушев).
В этот период исследований бюджета времени населения был получен следующий важный результат: не только рабочее, но и внерабочее время имеет значение для функционирования общества. Подчеркивалась особая значимость свободного времени.
Третий этап (1970:1980-е: гг.) характеризуется началом реформирования экономики.
Результаты исследований этого периода следующие: государственная
система организации бытовых и культурных услуг отставала от потребностей
< »
23
чг