Ви є тут

Институциальные формы социальной поддержки сельских пенсионеров

Автор: 
Гегедюш Наталья Сергеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192769
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Введение
Глава 1.Содержание и динамика социальной политики в отношении пожилых людей
1.1. Социально-демографические основания геронтологической перспективы социальной политики
1.2. Эволюция форм социальной поддержки представителей старшего поколения
Глава 2. Социальный контекст геронтологической политики на селе
2.1. Социологическая рефлексия целевой группы сельских пенсионеров
2.2. Направления развития социальной поддержки сельских пенсионеров
Заключение
Список использованной литературы Приложение
3
Введение
Тенденция изучения и описания количественных характеристик воспроизводства населения в последние годы сменилась углубленным качественным анализом демографических процессов и явлений. Для многих стран мира XX в. стал веком демографической модернизации. Существенные изменения произошли в возрастной структуре общества. Увеличение в составе населения доли граждан старшего поколения приобрело устойчивый характер и глобальный масштаб. Старение населения как демографическая проблема - это вызов, который требует адекватного экономического и социального ответа со стороны общества и государства.
Социальные проблемы старения возникли вместе с развитием общества, став реальностью каждого из последующих исторических периодов его эволюции. Решение такого рода проблем связано с типом господствующих социально-экономических отношений и выражается, в том числе, в создании общественных и государственных институтов социальной поддержки пожилых людей. Граждане старшего поколения составляют пятую часть населения России. Проблемы этой гетерогенной социальной группы имеют объективные основания, носят долговременный характер и требуют комплексного подхода. Поддержка престарелых членов общества, регулирование взаимоотношений и распределение ресурсов между поколениями стало обязательным и быстро развивающимся направлением социальной политики государства. Конечная цель геронтологической политики - повышение качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости. В условиях социально-экономической нестабильности российского общества все большую значимость приобретают вопросы организации и содержания социальной поддержки пожилых людей, внедрение новых стратегий ухода и предоставления социальных услуг. Необратимый характер процесса постарения населения обусловливает устойчивый спрос и востребованность широкого спектра геронтологических услуг.
которой произошел переход от традиционного типа воспроизводства населения (высокий уровень рождаемости и смертности) к современному типу (низкий уровень рождаемости и смертности). В настоящее время в таких регионах доля лиц в возрасте 60 лет и старше превышает долю детей в возрасте до 15 лет6. В менее развитых регионах ситуация обратная, но к 2050 г. за счет увеличения удельного веса старших возрастных групп и уменьшения младших, ожидается установление равновесия между ними на уровне 20 %7.
Итак, демографическое старение населения - необратимый процесс, который получит дальнейшее развитие. В этой связи все более актуальными становятся последствия исследуемого процесса. Очевидно, что постарение населения влияет на различные аспекты индивидуальной, общенациональной и международной жизни и влечет за собой комплекс последствий — социально-экономических, психологических, правовых, медицинских и пр. Современная наука и общественность двояким образом оценивают такие последствия. Сторонники пессимистического подхода акцентируют ограниченность резервных ресурсов общества: финансовых, кадровых резервов, резервов межпоколенной толерантности, рассматривая старшее поколение лишь как потребителей благ, экономически невыгодных государству. Противоположную, разделяемую нами, позицию можно назвать оптимистической. Основная ее мысль заключается в том, что пожилые люди имеют достаточный потенциал для того, чтобы стать существенным фактором развития современного общества. Поэтому, как подчеркивает М.Э. Елютина, необходимо изменить жизненный курс в стареющем обществе в направлении нарушения стереотипной временной последовательности социальных ролей и видов социальной деятельности, регламентирующей поведение на определенных этапах жизненного пути человека8.
6 В 1998 г. средние показатели для развитых регионов соответствовали 19,1 и 18,8 %, тогда как в Италии численность детей на 60% меньше, чем пожилых людей, в Греции, Японии, Испании Германии - на 50-40 %. См.: Там же.
7 В 1998 г. в целом в менее разв«ггых регионах мира старшее поколение составляло 8%, а дети-33% К 2050 г. ожидается соответственно 21 и 20 %. См.: Там же.
8 Елютина М.Э. Старость как социальный феномен/Международный Год Пожилых Людей: соиихтьные исключения по полу и возрасту. - Саратов, 2000. - С. 18.
К концу 1970-х гг. последствия постарения населения приобрели настолько острый и глобальный характер, что ООН сочла необходимым уделить им особое внимание. В 1982 г. Первая Всемирная ассамблея по проблеме старения приняла Венский план действий по старению, где был обозначен круг проблем, вызванных увеличивающимся числом и долей пожилых людей, и возможные пути их решения. В 1991 г. приняты «Принципы ООН в отношении пожилых людей», в 1992 г. - практическая стратегия «Глобальные цели по проблемам старения на период до 2001 г.». Указанные документы рекомендовали направление национальной политики в отношении старших возрастных групп населения. Следующим этапом эволюции программ ООН в исследуемой сфере стал 1999 г., объявленный Международным годом пожилого человека. 2002 г. прошел под знаком повышенного внимания мирового сообщества к глобальной проблеме старения населения, повышения влияния пожилых людей на социальное развитие. Состоялись два крупных международных форума: вторая ассамблея по проблемам старения и Берлинская встреча министров по проблемам старения населения в регионе Европейской комиссии ООН. Важнейшим результатом такого рода деятельности является устойчивая тенденция роста социально-политической значимости пожилого населения, которая наблюдается в последние десятилетия в развитых странах. Таким образом, сегодня, когда долголетие становится нормой жизни общества, дискуссия по теме старения проводится в широкой аудитории, что ведет к изменению общественного мнения, к пониманию социальных проблем старшего поколения и привлечению участия в их решении различных структур общества.
Наступление пожилого возраста для отдельного человека является источником социального риска. Проблемы пожилых людей имеют долговременный характер, требуют комплексного решения, изыскания дополнительных материальных, кадровых и прочих ресурсов в рамках специальной государственной политики в отношении граждан старшего поколения. Рассмотрим социально-экономические индикаторы, характерные для современной России и ставящие