Ви є тут

Тенденции изменения ценностей научной деятельности в России: установки молодежи

Автор: 
Черноморская, Лариса Юрьевна
Тип роботи: 
22.00.04 Черноморская, Лариса Юрьевна Тенденции и
Рік: 
2005
Артикул:
192706
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ .................... 18
§1.1. Концепции и подходы
к проблеме ценности научной деятельности .............. 18
§ 1.2. Динамика институциональной перестройки
научной сферы .........................................47
§1.3. Проблемы разработки методик исследования
ценностей научной деятельности молодежи ...............64
ГЛАВА 2. СМИ О СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ
НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ................................73
§2.1. Научно-технический прогресс и престиж России...........: 75
§ 2.2. Образование в структуре социальных трансформаций.......89
§ 2.3. Государство и образование:
проблема социальной ответственности................... 102
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................ 109
§3.1. Ориентация абитуриентов вузов
на научную деятельность............................... 109
§ 3.2. Отношение к науке и карьерные стратегии студентов..... 117
§ 3.3. Установки научной деятельности аспирантов ............ 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............;........................... 151
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена изменением роли научного знания в общественном развитии. Наука из удела отдельных одаренных личностей становится профессиональной областью, выходя на новые технологические и социальные связи с обществом. Изменение социального статуса науки затрагивает все государства, но особенно болезненным оно становится в странах с трансформирующимися социально-экоиомическими отношениями. Наука, институализируясь не как служение государству, а как профессиональная деятельность, начинает нуждаться в новых формах мотивации научных работников. В странах с развитой экономикой проблемы экономической мотивации труда в основном решены, и главный акцент делается на получении сверхприбыли за счет креативной деятельности, являющейся результатом самораскрытия человеческою капитала. В России научная деятельность попала в поле одновременной трансформации как системы финансирования, так и системы переоценки ценностей.
Формирование ценностей научной деятельности начинается в юношеском возрасте. Обновление кадрового потенциала российской науки тесно связано с уровнем заинтересованности молодежи, начиная от абитуриентов, студентов и заканчивая аспирантами, в работе на научном поприще. Причем чем выше конкурс желающих заниматься наукой, тем выше гарантии профессионализма будущего научного работника. В этом плане связь образования и научной деятельности становится неразрывной, взаимно обогащающей друг друга. Высокопрофессиональная деятельность в сфере образования становится невозможной без научной деятельности, в свою очередь, процесс образования должен стимулировать рост интереса обучающихся к занятию наукой. Происходит интеграция не только технологий, но и социальных имиджей.
3
3. Наука из процесса всей жизни и служения обществу превращается в дополнительную деятельность, повышающую социальный статус, но не обеспечивающую материальное благосостояние. Именно так ее начинает воспринимать молодежь. В результате происходит переориентация с долговременного научного поиска на локальные исследования в рамках грантовых программ или достижения личных карьерных целей. С помощью многомерного анализа выделены факторы, оказавшие основное влияние на ценности научной деятельности у молодежи. Установлены и описаны два основных типа восприятия научной деятельности молодежью и последующего места в социальной структуре российского общества. Первый тип - содержательный: институционально на научную деятельность ориентируют своих учащихся специализированные школы и лицеи. Второй тип — статусный: занятие научной деятельностью как единственный способ занять достойное место в обществе воспринимается молодежью из малообеспеченных семей, проживающих на периферии Нижегородской области.
4. По мере прохождения этапов: абитуриент - студент - аспирант снижается отношение к науке как творчеству и растет инструментальный подход и прагматизм. Нарастание прагматизма научных ориентаций начинает выражаться в появлении взаимосвязи между тематикой исследований и возможностью международных стажировок, направленностью грантовых программ, возможностью приложения своих сил вне научной сферы.
Теорет ическая и практическая значимость работы
Теоретическая значимость работы определена исследованием социальных трансформаций в российском научном сообществе. Данные трансформации изучаются в контексте социологии научного знания, социологии образования и социологии молодежи. Проведенное
14
исследование позволяет выявить проблемные стороны развития социального статуса научной деятельности и его воздействия на формирование рынка груда. В результате анализа сформулирована совокупность теоретических положений, определяющих методическую базу повышения эффективности подготовки научных кадров среди молодежи посредством использования новых механизмов мотивации абитуриентов, студентов и аспирантов.
Практическая значимость исследования определяется использованием результатов диссертационного исследования в процессе практической управленческой работы автора, в ходе организационного обеспечения деятельности ученого совета ННГУ, в процессе межвузовского исследовательского сотрудничества, возглавляемого кафедрой прикладной социологии факультета социальных наук ННГУ, в работе Социологической лаборатории ННГУ, Научно-исследовательского социологического центра.
Автор принимала участие в работах, результаты которых легли в основу проведения мероприятий ио разработке программ модернизации высшего образования как на уровне страны, так на уровне отдельных университетов и школ.
Разработанные в диссертации методы исследования и методики создания социальных технологий являются универсальными и могут быть использованы в управленческой практике различных вузов, заинтересованных в повышении научного потенциала страны.
Теоретические положения и практические результаты исследования используются в учебном процессе в следующих курсах: «Социология образования», «Социология науки» и «Социология молодежи», которые читаются и находятся в стадии подготовки в Международном университете (г. Москва), Нижегородском государственном университета им. Н.И.
15