Ви є тут

Социальные функции института Русской православной церкви

Автор: 
Капалин Алексей Михайлович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
193
Артикул:
191795
179 грн
Додати в кошик

Вміст

\
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................З
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТ ОДО ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА.....................................................13
1.1. Русская православная церковь как социальный институт.....13
1.2. Социальная роль Русской православной церкви в современном российском обществе.....................................26
1.3. Институционализация Русской православной церкви в Сибири 37
ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ...........................................49
2.1. Влияние Православия на семейно-брачные отношения.........49
2.2. Православное образование в регионе.......................60
2.3. Роль Тобольско-Тюменской епархии в решении социальных проблем региона.......................................................70
2.4. Социальное партнерство государства и Русской православной церкви ..80
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА...................................90
3.1. Религиозная ситуация на юге Тюменской области............90
3.2. Оценка населением роли Русской православной церкви в социальном развитии региона.............................................110
3.3. Перспективы взаимодействия Русской православной церкви и государства..................................................139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................148
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................153
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................168
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Русская православная церковь (далее — РГЩ) в конце XX — начале XXI в. оказалась в центре процессов духовного, нравственного и культурного возрождения народов, традиционно исповедующих Православие. Кризис атеистической идеологии и стремление народов к восстановлению утраченных духовных и культурных традиций побудили многих обратиться к РПЦ. С начала 90-х гг. XX в. религиозная ситуация в нашей стране коренным образом изменилась, многие православные люди осознали значимость веры и православно-христианской системы ценностей для своей жизни.
Исследования религиозной ситуации, проводимые автономной некоммерческой организацией «Левада-центр», за последние десятилетия фиксируют положительную динамику общественного сознания россиян относительно степени их доверия к институту религии, а также высокий уровень религиозной самоидентификации: 94% населения России
высказывают «очень хорошее» и «хорошее» отношение к Православию.
Существенно изменился статус РПЦ как социального института: рейтинг церкви по степени доверия на протяжении последних лет находится на достаточно высоком уровне и колеблется около отметки в 37%, опережая Государственную думу, МВД, органы государственного управления Российской Федерации [135].
При этом следует отметить различия в методологии определения показателей «православности» населения. Критики РПЦ с помощью своего социологического инструментария относят к «настоящим» православным всего несколько процентов россиян, указывая на то, что лишь крайне незначительная доля населения знает Священное Писание и демонстрирует высокую активность в своем религиозном поведении. Тогда сколько бы получилось «настоящих» православных в дореволюционной России, если учесть, что многие крестьяне не умели читать, откуда им было знать текст
3
исследования. В этой связи уместно отметить позицию А. А. Возмителя, который в процессе изучения религии приходит к трем методологически важным для нашего исследования выводам:
«1. Социология не должна заниматься религией «вообще». Она изучает типы деятельности людей исходя из смысла этой деятельности, придаваемого ей отдельными индивидами. Применительно к социологическому анализу религия — изучение особого типа религиозности с ее специфическими мотивационно-деятельностными характеристиками, присущими
определенной религии.'
2. Сердцевина социологического анализа — религиозная мотивация социального поведения.
3. Изучение каких-либо внешних форм религиозности самостоятельного значения для социолога не имеет» [25, с. 113].
Можно выделить еще один методологически важный вывод этого ученого: «...религия через культуру соединяет внутренний и внешний мир человека в одном целостном образе жизни... любой значимый религиозный образ жизни может быть изучен и представлен не только в виде определенного состояния, но как процесс, дающий возможность понять, каким образом те или иные способы и стили жизни начинают определять или же разрушать «доминантные формы интеграции» (П. Сорокин), присущие той или иной религии, а следовательно, прогнозировать ее проблемы и перспективы в определенном социальном пространстве» [25, с. 113].
Осуществляя теоретический анализ церкви как социального института, необходимо отметить, что в социологии религии принято выделять различные типы религиозной организации. В частности, В. И. Гараджа, опираясь на типологии, ранее предложенные Э. Трельчем и М. Вебером, указывает в своей работе следующие типы религиозной ор1*анизации: культ, секта, деноминация и церковь [31, с. 223]. При этом в современном обществе, несомненно, основной формой религиозной организации выступает именно церковь.
В. И. Добреньков и А. И. Кравченко, определяя сущность церкви в своей работе «Фундаментальная социология», приводят три значения термина «церковь»: 1) специфическое для христианства понятие
мистического сообщества верующих, в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинствах»; 2) христианский храм; 3) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения [38, с. 216].
В социологии религии церковь рассматривается в понятиях социологии организаций. Церковь — это не только отношение людей к Богу, но и отношения между людьми. Как отмечает В. И. Гараджа, «организационные структуры и проблемы церкви в значительной степени те же, что и организационные проблемы нерелигиозных объединений» [31, с. 215]. При этом хотелось бы обратить внимание и на точку зрения Д. Е. Мануйловой, которая характеризует церковь как особую форму организации религиозной жизни, как самоуправляемое объединение последователей религии на основе «общности догм и обрядов, возглавляемой единой иерархией служителей» [87, с. 11]. Помимо этого, Д. Е. Мануйлова отмечает, что «церковь — это не религиозное сообщество и не просто религиозная организация, а именно религиозный институт» [87, с. 64].
Рассматривая деятельность РПЦ как социального института, необходимо также разграничить понятия религиозного и церковного института. Это взаимосвязанные, но не тождественные понятия. Во многих странах, где нет официальной государственной религии, различные церкви конкурируют за прихожан, а граждане имеют свободу выбора той религии, которая больше всего соответствует их духовным запросам. Церковь появилась только с возникновением христианства, т. е. 2000 лет назад. Религия, учитывая ее ранние формы, возникла на несколько тысячелетий раньше. Таким образом, религиозные институты намного старше церковных. Понятие религии как социального института шире понятия церкви. Если религия, наряду с семьей, государством, экономикой, образованием, является