Ви є тут

Идеологическая социализация современной российской студенческой молодежи

Автор: 
Краснова Елена Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
187
Артикул:
191805
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
2
Введение................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа идеологической социализации студенческой молодёжи......................16
1.1. Идеология и её роль в социальных процессах: методология теоретикосоциологического анализа...........................................16
1.2. Идеологическая социализация: сущность, институциональный механизм ................Л..................................................38
1.3. Студенческая молодёжь как субъект и объект идеологической социализации.......................................................63
Глава 2. Роль государства в процессе идеологической социализации современного российского студенчества..................................80
2.1. Идеологические основы современного российского государства: социологический анализ.............................................80
2.2. Идеологические ценности и ориентиры современной студенческой молодёжи..........................................................110
Заключение............................................................159
Список использованных источников и литературы.........................174
3
Введение
Актуальность темы. Трансформационные процессы, протекающие в современном российском обществе, проявляются в комплексе политических и социально-экономических проблем в сочетании с духовно-идеологическим кризисом, вызванным разрушением системы ценностей советского общества, а также политикой деидеологизации общественных отношений, явившейся одним из направлений либеральных реформ начала 90-х годов XX века в России. Имеющий1 своими следствиями потерю национально-культурной идентичности, утрату обществом социальных ориентиров, нарушение механизмов передачи социокультурного опыта от поколения к поколению, рост социальной пассивности и отчуждения, идеологический кризис стал препятствием для дальнейших модернизациопных процессов в российском обществе и поставил под сомнение перспективы дальнейшего развития российского государства.
Идеологическая подсистема общества выполняет важные функции интеграции, поддержания ценностно-нормативного образца, легитимации общественных отношений. Её стабильное функционирование поддерживается механизмом идеологической социализации как процессом усвоения индивидами идеологических норм, ценностей, то есть наиболее фундаментальных экономических, социально-политических, правовых, культурных и иных ориентиров и смыслообразующих установок. Нарушения в работе механизма идеологической социализации, процессы аномии, дезинтеграции идеологических ценностей, влекут, как показал опыт, серьезные последствия для государства и общества. Но наибольшую угрозу они представляют для молодого поколения.
Попытки преодоления идеологического кризиса предпринимаются вот уже на протяжении десятилетия: российское общество пытается обрести новую идентичность, найти объединяющие ценности, идейные ориентиры своей жизнедеятельности. Главную роль в процессе конструирования идеосферы современного российского общества по необходимости играет государство,
17
Введённый в научный оборот Антуаном Дестютом де Траси, термин «идеология» поначалу имел позитивную окраску, обозначая науку об идеях, позволяющей установить твердые интеллектуальные основы для всех сфер общественное жизни: политики, экономики, науки, этики и т.п. Объектом данной науки являлись основы любых идей в обществе и природе.
Однако уже О. Конт в рамках позитивистской парадигмы считал идеологию «детской болезнью человеческого познания»1, которая
преодолевается по мере развития позитивного мышления, движения к господству научного, позитивного знания.
К середине XIX века термин «идеология» всё более начинает утрачивать позитивный смысл. Относимый к категории политического, он определяется, по-преимущесгву, как совокупность идей и теорий, в искаженной, мистифицированной форме выражающих интересы больших социальных групп, ассоциируется с диктатом и принуждением.
По-настоящему социологическую трактовку феномену идеологии дал К. Маркс, обосновав её социально-классовую сущность и зависимость от социальных условий. Идеология у Маркса выступает иллюзорным,
искажённым, превращённым сознанием. Она маскирует социальные противоречия, легитимизирует существующую социально-классовую
структуру общества путём представления классовых интересов в качестве интересов всего общества, единственно правильных и универсальных, и, таким образом, является условием воспроизводства системы классового господства .
К началу XX века термин «идеология» начинает широко употребляться в различных социальных науках в качестве предмета исследования и инструментального понятия. Исследователей интересуют вопросы истинности и ложности идеологического знания, соотношение науки и идеологии, природа идеологий, и вообще идей и ценностей. Среди социологов и философов того
1 Цит. по: Тузиков Л.Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс медиа. - М.: Соц.-гумамит. знания, 2002. с. 17.
2 См: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. - М.: Пол»ш1здат,
1988.
18
периода, разрабатывавших данные вопросы, выделяют М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Мангейма, Д.С. Милля, В. Парето, М. Шелера, Э. Фрейда.
Э. Дюргейм и М. Вебер, отводя идеям и их системам решающую роль в жизни человека и развитии общества, не обошли своим вниманием и вопросы возникновения и функционирования идеологий. В работах Э. Дюркгейма, где идеология характеризуется как иллюзия, искажающая положение социальных фактов, выражается, однако, двойственное отношение к данному феномену. В «Правилах социологического метода» автор, рассуждая о природе идеологий, выводит их возникновение и существование из самой природы человеческого познания и особенностей человеческого мышления, заключающихся в извечной потребности человека продуцировать идеи, производить идеи-идолы и оперировать ими. Несмотря на то, что идеология продуцирует иллюзорную действительность, она выполняет позитивные социальные функции
о
гармонизации отношений человека с обществом, социальной адаптации .
В понимающей социологии М. Вебера огромная роль в развитии обществ отводится ценностям и идеям. Каждое время рождает свои ценности, свои абсолюты, их изменение и вызывает трансформацию общественных отношений. В цикле статей «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер обосновывает ведущую роль протестантских религиозно-этических ценностей в становлении капиталистических отношений, буржуазной идеологии. Идеология протестантизма, по мнению М. Вебера, не только предшествовала «капиталистическому духу», но явилась решающим фактором его оформления, становления капиталистических отношений4.
Представители субт>ективизма и иррационализма того времени 3. Фрейд и В. Парето, утверждая, что жизнь человека определяется иррациональными импульсами и вытесненными инстинктами, определяли идеологию как некий механизм рационализации последних. Таким образом, в работах данных
5 См. Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.
4 См. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.