Ви є тут

Организация социальной работы с детьми в муниципальном социуме: опыт социологического анализа

Автор: 
Павлов Сергей Николаевич
Тип роботи: 
опыт социологического анализа
Рік: 
2005
Артикул:
192636
179 грн
Додати в кошик

Вміст

г
Содержание
Введение..................................................................3
Глава 1 Теоретико-методологические основы организации социальной работы с детьми.............................................12
1.1 Основные концепции исследования организации социальной
работы с детьми....................................................12
1.2 Особенности организации социальной работа с детьми в контексте виталистской парадигмы...........................................27
1.3 Методика и методология исследования организации социальной работы с детьми в условиях микрорайона города Барнаула...........39
Глава 2 Организация социальной работы с детьми в микрорайоне.............54
2.1 Нормативные основы социальной работы с детьми......................54
2.2 Организационно-управленческие основы социальной работы с детьми.. 83
2.3 Модель социальной работы с детьми в микрорайоне...................110
Заключение..............................................................147
Список литературы.......................................................153
Приложения..............................................................169
*
*
2
Введение
Актуальность темы исследования. Рубеж ХХ-ХХ1 вв. стал для России переломным. В этот период происходят масштабные политические, экономические и социальные преобразования, оказавшие существенное воздействие на все стороны общественной жизни, в том числе и на институт семьи.
Обострение социально-экономических проблем прежде всего сказалось на наиболее слабых слоях и группах населения и, в первую очередь, на детях. Они оказались наименее защищенной и наиболее страдающей группой населения. Дети более других ощутили все превратности реформ: упал уровень их физического и психического здоровья, существенно изменяются их интеллектуально-образовательный потенциал, культурно-нравственные ценности. Эти процессы могут иметь далеко идущие последствия для развития российского общества.
Так, в 90-е гг. XX в. существенно сократилось число детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, художественных школ, учреждений семейного отдыха, летнего отдыха детей. Прекратили существование детские и подростковые организации, в частности, пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные для российских семей школьные кружки и секции. В то же время, институты государственной системы профилактики беспризорности, безнадзорности, а также правонарушений несовершеннолетних часто действуют разрозненно и неэффективно.
В свете таких проблем повышается актуальность развития новых направлений профессиональной социальной работы с детьми. Семейная политика по отношению к детям является предметом совместного ведения федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Особую значимость приобретает организация социальной работы с детьми как особый вид профессиональной деятельности на муниципальном уровне. Во-первых,
этой группы концепций не дают четкого определения категории детства, ограничиваясь лишь возрастными рамками. В этом случае выявление групп детского населения, является лишь условием для определения возраста детей и не более.
Особенностью четвертой группы концепций (Я. Корчак, Л.Ф. Лосев, С.Н. Щеглова, Дж. Квортруп (Л (^оптр)) является то, что дети рассматриваются в ней, как категория населения, имеющая равные права с другими категориями населения. Одним из ярких представителей этой группы концепций является Дж. Квортруп. Он считает, что дети «принадлежат» обществу, но не в тривиальном смысле простого нахождения их там, не как собственность общества или государства, а как равноправная группа. Дети не только интегрируют с взрослым обществом, но они также инструментально используют его. Дети не наименее активная часть общества и не наименее влияющая на большинство социальных событий, чем другие люди и группы [207]. По мнению С.Н. Щегловой, идеи непрерывного образования можно рассматривать как процесс педагогизации взрослого населения, тогда как до недавнего времени учеба была отличительной чертой и главной обязанностью лишь детского населения [186].
Представление о детях как о равноправной группе населения существовало и ранее, так, еще в 1930 г. в России известный русский; философ и мыслитель А.Ф. Лосев писал в работе «Диалектика мифа»: «Ребенок, проживший три года, отнюдь не меньше прожил, чем девяностолетний старец. Их жизнь одинакова перед лицом вечности как жизнь, только она наполнена в обоих случаях разным содержанием и смыслом» [95]. Поддерживает и развивает эту мысль А.Ф. Лосева Януш Корчак: «Давайте требовать уважения к ясным глазам, гладкой коже, юному усилию и доверчивости. Чем же почтеннее угасший взор, покрытый морщинами лоб, жесткие седины и согбенная покорность судьбе?» И далее он пишет: «Дети составляют больший процент человечества, населения, нации, жителей, сограждан - они наши верные друзья. Есть, были и будут.
Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст - долгие, важные годы в жизни человека» [84].
Такой взгляд на детей выглядит наиболее убедительным и социально справедливым. Важными и равноценными являются все группы населения.
Вместе с тем, разделяя четвертую точку зрения и анализируя вышеизложенные концепции, можно сделать вывод, что дети являются самостоятельной категорией населения. А это имеет принципиальное значение, прежде всего, для эффективной организации их социализации и интеграции в общество. Дети не просто часть населения. Они образуют его специфическую обособленную группу. Ее существование обусловлено, прежде всего, тем, что дети, каждый из которых обладает строго индивидуальными количественными и качественными характеристиками (возраст, пол, рост, вес, состояние здоровья, способности, склонности, интересы, и т.д.), объективно связаны условиями существования и развития и, следовательно, условиями становления ребенка как личности, объективной необходимости его перехода в категорию взрослого населения. Дети выступают как стабильная общность, как система, под которой обычно понимают «множество элементов с отношениями и связями между ними, образующими определенную целостность». Ее качество определяется совокупностью отношений между образующими ее элементами, их формой, способом взаимодействия. Как система дети приобретают способность к самосохранению и самообновлению. Бытие такой системы обеспечивается сменой ее элементов. Именно эти соображения, в первую очередь, дают нам основание утверждать, что дети -самостоятельная группа населения.
Обособленность этой категории населения определена и демографически. Численность детей обусловливает перспективы развития общества, возрастнополовой состав, беспрерывность смены поколений.
Тезис об определенной автономности группы населения - детей -подтверждается многообразными функциями и задачами, которые они реализуют. Человек - это часть природы. Изначально, ребенок - существо