Ви є тут

Организация местного самоуправления в районах компактного проживания малочисленных этносов

Автор: 
Менделев Натан Григорьевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
203
Артикул:
192079
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение........................................................ 3-15
Глава 1. Концепция, основные этапы эволюции и опыт организации самоопределения и самоуправления коренных малочисленных этносов........................................................ 15-60
1.1. Теоретико-методологические основы самоопределения и самоуправления коренных малочисленных этносов........................ 15-26
1.2. Этапы эволюции самоопределения и самоуправления коренных народов России и циркумполярных государств....................... 26-44
1.3. Основные подходы к организации местного самоуправления на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов Дальнего Востока (КМНС ДВ)........................... 44-60
Глава 2. Организация и деятельность местного управления и самоуправления коренных малочисленных народов Севера Дальнего Востока России............................................... 60-136
2.1. Проблемы социально-экономического и политического развития коренных малочисленных народов Севера Дальнего Востока в контексте формирования региональной национальной политики............. 60-95
2.2 Формы организации и деятельности органов местного управления и самоуправления КМНС ДВ на территории Дальневосточного федерального округа................................................. 95-128
2.3. Субсидиарная модель общинного самоуправления коренных малочисленных народов Дальнего Востока............................ 128-136
Заключение...................................................... 136-153
Литература....................................................... 153-178
Приложения....................................................... 179-203
Введение
В настоящее время, когда происходят значительные и быстрые перемены в государственном устройстве России, достаточно велик интерес как к опыту прошлого в вопросах самоуправления, так и к анализу современных проблем регионального управления и местного самоуправления.
В отечественной истории накоплено немало ценного опыта. Путем проб и ошибок в России на протяжении десятилетий складывалась целая система взаимодействия различных внутренних структур огромного государства, важное место среди которых занимали территории компактного проживания коренного населения.
Кроме практических трудностей, возникающих при согласовании интересов различных сторон, вовлеченных в процессы становления и организации самоуправления коренного населения (администраций разных уровней, некоренных групп, различных политических и общественных организаций, ведомств и т.д.) существует и ряд проблем теоретического характера.
Неразрешенность практических и теоретических проблем самоуправления коренных народов России обусловила выбор данной темы диссертационного исследования.
Актуальность темы диссертационного исследования. Переход к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования, болезненно отразился на социальной ситуации в районах компактного проживания малочисленных этносов. Именно они в наибольшей степени оказались пострадавшими от рыночных реформ. Принятые Федеральная целевая1 и региональная программы экономического и социального разви-тия коренных малочисленных народов Севера (КМНС) декларативны и не имеют механизма реализации. В связи с этим представляется актуальным еще раз обратиться к проблеме организации местного самоуправления КМНС как
1 Федеральная целевая программа: «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов до 2011 года» // Права национальных меньшинств. Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: сборник документов/ общ.ред. О.О. Миронова.- изд-во Экзамен, 2006, с. 274-304.
го права они свободно определяют свой политический статус и беспрепятственно осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие. Принимая во внимание особое положение народов, находящихся под колониальным или другими формами чужеземного господства или иностранной оккупации, Всемирная конференция по правам человека заявила, что признает право народов предпринимать любые законные действия в соответствии с Уставом ООН для осуществления своего неотъемлемого права на самоопределение. Отказ в праве на самоопределение должен рассматриваться как нарушение прав человека24.
Характерно, что Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., подтверждая содержание рассматриваемого принципа, подчеркнуло необходимость учёта при его реализации интересов и других народов (его «всеобщее значение»), а также то, что сегодня он означает право народов самостоятельно определять не только внешние, но, прежде всего свои внутренние проблемы. Аналогичные права, вытекающие как из принципа самоопределения, так и из принципа суверенного равенства и государственного суверенитета, признаются и за государствами «уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила». Подтверждением приведённого толкования принципа самоопределения является и то, что в Заключительном акте СБСЕ ему дано несколько иное название: «принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой»25.
Из сказанного видно, что право на самоопределение имеет две стороны: внешнюю, в силу которой народ или нация может определять свой политический статус в международном плане и внутреннюю, в силу которой народ или нация может определять свой политический, экономический и социальный
24 Венская декларация и Программа действий. Принята на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. -М.: Норма, 2002. - Ст. 78.
25 Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки.
1 августа 1975 г.) // Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М.; Норма, 2002. - С. 754.
20
строй. Только единство этих двух сторон составляет содержание права на самоопределение. Единство внешней и внутренней сторон права на самоопределение обусловливается тем, что это право является выражением национального суверенитета, который неделим. Насильственное лишение народа хотя бы части его суверенных прав означает нарушение суверенитета в целом. Внешняя сторона принципа самоопределения предполагает признание за народам или нацией права:
а) на отделение и образование независимого государства;
б) на отделение с целью присоединения к другому государству;
в) на объединение с государством, в состав которого входит данный народ или нация, в унитарном государстве или на началах федерации, автономии и т. п.
Внутренняя сторона принципа самоопределения, т. е. право народа решать все свои внутренние дела без постороннего вмешательства, предполагает признание за народом или нацией права:
а) определять свой общественный и государственный строй;
б) свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и руководить экономической жизнью своей страны;
в) решать все другие внутренние вопросы, такие, как вопросы культуры, религии и т. п.
Нация сохраняет за собой перечисленные выше права и в случае вхождения в состав многонационального государства, хотя часть их она при этом добровольно передаёт этому государству.
Государство в соответствии с международными обязательствами должно признавать за входящими в его состав народами право на самоопределение и создавать для их развития оптимально благоприятные условия. Именно ему принадлежит последнее слово при политических решениях о формах и сроках самоопределения. Но оно не может вообще отказывать народу в праве на самоопределение. Если по вине государства тот или иной народ будет поставлен в условия, угрожающие его существованию (апартеид, геноцид), если возника-