Ви є тут

Социальный облик современной российской молодежи

Автор: 
Аттабиева Жулдуз Ануаровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
277222
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЛИКА МОЛОДЕЖИ 12
1.1. Содержание и сущность понятия «социальный облик» 12
1.2. Ориентация на социальные ценности как основа социального облика молодежи 16
1.3. Молодежь как объект социологических исследований 27
1.4. Молодежь в условиях общественных преобразований 49
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЛИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 70
2.1. Особенности ценностных ориентаций российской молодежи 70
2.2. Ценностно-нормативное взаимодействие в молодежной среде , 83
2.3. Жизненные пути молодых россиян (по материалам нарративных интервью) 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 130
ПРИЛОЖЕНИЕ
143
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в России процессы реформирования всех сфер общественной жизнедеятельности в полной мере затрагивают и процессы социального развития молодежи. Это приводит к переосмыслению места и роли молодежи в общественном воспроизводстве, к необходимости анализа ее социального облика.
Вследствие выполнения воспроизводственной и инновационной функции молодежь одновременно является преемником социального опыта предыдущих поколений, носителем нового опыта. Сегодняшняя молодежь может характеризоваться тем общим, что присуще для россиян в целом и определяться тем особенным, свойственным только этому поколению молодых людей в соотнесении со спецификой исторического
I
развития российского общества. Это особенное в значительной мере определяется социокультурными ориентациями современной российской молодежи.
Формирование качественно новых социокультурных условий жизнедеятельности обусловливает кардинальные изменения жизненных ценностей и ориентиров, норм социального поведения. Ценностнонормативная система в новых общественных условиях подвержена существенным изменениям. Социокультурная ситуация в обществе переходного периода, каковым является Россия, привела к необходимой адаптации молодежи к быстро изменяющимся социальным условиям. Экономические, политические, социальные и культурные условия
доминирующую черту этой целостности. Эта черта является основой определенного социального типа молодежи. В качестве таких черт выступают, с нашей точки зрения, социокультурные ориентации групп молодежи.
К основным свойствам социального облика молодежи можно отнести социально-демографические характеристики, ценностные ориентации (в том числе ориентации на систему социальных ценностей), виды деятельности, специфика образа жизни, уровень образования и т.п. Социальный облик отражает причинную связь и обусловленность всех его особенностей в соответствие с историческим этапом развития общества, социальными изменениями и общественными преобразованиями.
Значимым является и фактор времени. Несмотря на то, что социальный облик фиксирует социальные свойства молодежи на определенном временном промежутке, т.е. в его объективном смысле, важным остается и субъективный смысл - особенности, связанные с восприятием и интерпретацией жизненных событий в соотнесении с данным временем. И.Н.Иконникова считает, что «понимание значимости времени связано с ростом самосознания личности, когда человек рассматривает время как перспективу развития и раскрытия своих возможностей, когда обретает чувство ценности времени, когда возникает психологическое ощущение его «бега», безвозвратной утраты упущенного времени, давления возрастающего ритма жизни»4.
4 Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. -Л. ЛГУ, 1974.-С. 13-14.
14
Наиболее важной в социальном облике молодежи представляется регулирующая роль ценностей, которая определяется нами через социокультурные ориентации и их составляющие - ориентации молодежи на систему социальных ценностей.
Социокультурные ориентации зависят от сознание личности, ее социального опыта и системы ценностей. Как отмечают зарубежные и отечественные психологи и философов, формируются социокультурные ориентации с двух сторон - через воздействие усвоенных в процессе социализации знания, нормы, ценности, значимых для общества и составляющие его совокупный, обобщенный и осмысленный опыт; и посредством участия индивида в социальной жизни, усвоения им определенных форм и способов жизнедеятельности. Если эти две стороны не противоречат друг другу, то образуется определенная целостность формирования социокультурных ориентаций, в противном случае может возникнуть конфликт между личностью и обществом, между социальным сообществом и обществом.
Формирование социокультурных ориентаций «... отвечает социальным потребностям личности в саморазвитии и самовыражении в конкретно-социальных, исторически обусловленных формах жизнедеятельности, характерных для образа жизни общества и социальных групп, к которым принадлежит индивид и с которыми он себя идентифицирует»5. Следовательно, можно определить значимую роль социокультурных ориентаций в регуляции социального поведения молодежи, направленности ее поведения. Это позволять представить
5 Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. - М.: Социум, 1999.- С.72.
15