2
Оглавление
Введение.................................................3
Глава 1 Методологические основы исследования обучающейся молодежи как социально-демографической группы
I Молодежь как объект социологического анализа.............М
2. Обучающаяся молодежь -специфическая социально-профессиональная группа общества................................................29
Глава 2 Роль эстетической и художественной культуры в социализации обучающейся молодежи
I Воздействие эстетической культуры на формировании духовного облика
молодого человека............................................43
2. Художественная культура как фактор социализации...........52
3 Некоторые региональные черты эстетического развития и художествен' ных ориентаций обучающейся молодежи ............................67
Заключение...................................................105
Литература...................................................110
Приложения...................................................120
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изучение эстетической культу-ры населения и его художественных ориентаций было и остается проблемой, привлекающей внимание исследователей. В современной динамичной реальности мы становимся свидетелями и участниками социально-экономических процессов, которые в, свою очередь, влияют на изменения в жизни общества. И именно молодежь принесет с собой гс ценности духовной жизни, которые получит в процессе становления.
Усугубляется культурный разрыв как между поколениями, так и между представителями различных социальных групп. Отмеченная И. Бердяевым пропасть “между верхним и нижним этажами русской кулмуры”, оторванность “элиты широких интеллигентских и народных слоев” 1 в настоящее время не только сохраняется , но и увеличивается. Как показывают данные социологических исследований, чем масштабней социальные преобразования, тем интенсивнее процессы самопроизводства. молодежных субкультур.
Темны изменений социальной жизни приводят к обострению конфликтов разных уровней: условий , образа жизни, верований и ценностей, норм поведения и знаний. Потому исследования процессов разви тия культуры в различных социальных слоях позволят своевременно разрешав и снимать конфликты и смоделировать социокультурную ситуацию на ближайшие годы.
Актуальность исследования молодежной проблематики в контексте развития эстетической культуры обусловлена характером нынешней ситуации, противоречивость и динамизм которой делают ценностное самоопределение молодежи трудноразрешимой задачей. Резкие , а норой карди-
12
-определении понятия “обучающаяся молодежь”, как специфической социально-демо) рафической группы молодого поколения, объединенной выполнением специальных и и социально подготовительных функций, готовящейся к выполнению в обществе социально-производственных, управленческих и других функций, характеризующейся общностью быта, ценностных ориентаций и образом жизни;
-определении содержания основных эстетических ценностей и художественных ориентаций обучающейся молодежи;
-выявлении основных факторов, влияющих на формирование эстетического вкуса и потребностей обучающейся молодежи Иркутской об-ласги и Республики буряти я в сфере культуры;
-выявлении основных тенденций и закономерностей в формировании эстетической культуры обучающейся молодежи.
-в выявлении зависимости содержания эстетической культуры и художественных ориентаций учащихся и студентов от типа учебного заведения.
/Практическая значимость.
Проблема диссертационного исследования имеет большое теоретическое и практическое значение. Выявлены тенденции эстетического и художественного развития молодежи. Работа может быть основой дня разработки программ в облает молодежной политики, оптимизации социально-культурной деятельности населения, атак же в том, что результаты исследования могут быть использованы дія разработок учебных планов в общеобразовательных учреждениях, дія практического решения некоторых социологических проблем.
Апробация работы. Теоретические положения и материалы диссертации заслушивались па заседаниях кафедры социально-философских дисциплин ВСІ АКИ, на секционных заседаниях Международного симпозиума “байкальские встречи’' ( ВСІ АКИ, июнь 1998г.), на 2-й меж-
12
13
ду народи ой научно-теоретической конференции “Народы Центральной Азии на пороге 2) века”, (ЬСХА, октябрь 1998 г.), на научно-практической конференции работников образовательных учреждений Иркутской облает (август 1997г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включают пять параграфов, заключения , списка литературы и приложений.
13
- Київ+380960830922