Ви є тут

Перспективы успешности модернизации российского образования в рамках Болонского процесса

Автор: 
Степанова Елена Игоревна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2008
Артикул:
295707
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Европа и Россия в Болонском процессе: общая характеристика 27
1.1. Болонский процесс в контексте проблем образования в современном мире 29
1.2. Проблематика образования в социальной науке и обществе 41
1.3. Динамика идей и результатов Болонского процесса 57
ГЛАВА 2. Успешность Болонского процесса в России. Характер и 75
масштабы социальных приобретений и потерь
2.1. Вступление России в Болонский процесс 75
2.1.1. Проблемы образования в европейских странах и задачи, решаемые 76 Болонским процессом
2.1.2. Исследования Болонского процесса в России 84
2.2. О ходе реализации Болонского процесса в России 90
2.3. Болонские задачи и внутренние проблемы российского образования 108
2.4. «ЗА» и «ПРОТИВ» Болонской модели реформирования 113 российского образования
2.4.1. Аргументы «ЗА» перестройку образования по Болонским форматам 114
2.4.2. Аргументы «ПРОТИВ» реформирования российского образования п7 по Болонской модели
2.4.3. Вузы и студенты в эпоху Болонского реформирования 120
ГЛАВА 3. Методология и результаты эмпирического изучения восприятия 123
образовательной ситуации в контексте Болонской реформы
3.1.0 методологии изучения макро-проблем в социологии 123
3.2. Статус нормативных документов в арсенале социологических методов 128
3.3. Восприятие студентами традиционных и инновационных форматов 138 обучения
3.3.1. Обоснование эмпирического исследования 139
3.3.2. Результаты эмпирического исследования образовательной ситуации 142 в контексте Болонской реформы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 180
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Опросная методика 196
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: «Совокупная» заполненная анкета 200
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования
Образование играет все большую роль в развитии современных обществ, обеспечивая прогресс в социальной, экономической и культурной сферах. Отдельные страны будут в значительной степени настолько успешны, насколько будут способны развивать и предлагать эффективные и перспективные формы
ч
образования, поддерживать и усиливать мотивацию людей на освоение новых знаний, способов мышления, расширения кругозора. Образование в России в последние годы модернизируется в соответствии с мировыми тенденциями, участвуя в деле преобразования страны в современное высокоразвитое государство. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года образованию определена особая роль - двигателя системных изменений в экономике и общеегве. В российском правительстве намерены кардинально изменить статус образования в инновационном процессе развития страны, уверены, что современное образование является не столько одним из результатов инновационного развития, сколько необходимым условием ею осуществления (Комплексная модернизация образования... 2008).
В современном мире образование выступает одним из ведущих факторов развития. В два минувших десятилетия во многих странах мира реальный рост •добавленной стоимости в основанных на знаниях отраслях устойчиво превышал темпы общего экономического роста. Процесс глобализации ускоряет эти тенденции... (Формирование ... 2003:7).
Развивая стратегии европейской интеграции, Европейский Союз постоянно подчеркивает роль фактора образования в формировании новой Европы, необходимость укрепления и объединения европейскою образования. В 1999 году в Италии в г. Болонье министры образования 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию, что определило собой начало нового этапа в интеграции европейского образования. Основные цели этой программы - создание единого образовательного пространства для стран европейского континента с целью развития мобильности граждан и повышения престижа европейского образования в
19
характера участия России в Болонском процессе;
- материалы эмпирического исследования качественного типа, построенного на системах открытых вопросов и текстовой информации. Проведено в 2007 г. среди студентов пяти вузов (Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Санкт-Петербургского государственного университета информационных технолоыш, механики и оптики, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов). Выборка исследования составила 150 человек. Опрос включал следующие разделы: выявление системы жизненных ценностей студентов и место образования в этой системе, оценка характера и качества получаемого в вузе образования, реализация в вузе Болонских инноваций, восприятие респондентами форматов Болонского процесса. Получено и проанализировано свыше 6000 текстовых суждений на 35 открытых вопросов;
Исследование связано с использованием качественной методологии, получением множественных массивов текстовых суждений, проведением сравнтггельной классификации текстовых массивов при поддержке компьютерной программы «ВЕГА».
На стадии разработки концепции диссертационного исследования широко использовался вторичный анализ данных многочисленных эмпирических исследований образования - среди них исследования, построенные на массивах интервью, открытых'вопросах, стандартизированных методиках.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Концептуальная схема позволяет оценивать успешность проводимой программы модернизации российского образования в рамках Болонского процесса, при этом успешность процесса определяется на нескольких уровнях - на уровне общества, на уровне системы российского образования, на уровне различных субъектов образовательного процесса и отдельных индивидов.
2. Выдвинута и проанализирована последовательная система четырех
20
сравнительных координат: проведено сопоставление проблем европейского образования и задач, решаемых Болонским процессом; выявлена степень релевантности задач Болонского процесса, решаемых в Европе и России; проведено сопостаатение проблемных задач российского образования и задач, решаемых российским Болонским процессом; систематизированы аргументы «за» и «против» кардинального реформирования российского образования по Болонской программе.
3. В современной системе реформирования российского образования в контексте внедрения Болонского процесса существуют значительные противоречия между ориентацией этого процесса на современные формы и исходной базовой ситуацией в российском образовании, в котором сохраняется множество нерешенных проблем (неравенство в доступности качественного образования, коррупция в образовании, отсталая материальная база и др.), обеспечение инноваций в рамках Болонской модернизации оставляют за скобками решение этих вопросов.
4. Проведен анализ рассогласований между первичными требованиями и целевыми ориентациями Болонского процесса в Европе и условиями и возможностями адекватной реализации Болонской реформы в России, среди которых отмечаются несопоставимые начальные условия но форматам обучения, оценке его результатов и качества; недостаточность взаимодействия в России образования и науки, слабая ориентация российских выпускников на продолжение образования в аспирантуре, профессиональной самореализации в науке.
5. В обеспечешге успешности реформирования современного российского образования широко представлены идеи внедрения новых форм обучения и контроля его качества, но отсутствует идея принципиальной модернизации содержания образовательных программ.
6. Болонская реформа российского образования в настоящее время строится лишь на частичном учете ключевых позиций формирования единого еЕфопейского образовательного пространства - для повышения успешности Болонских новаций в российской ситуации требуется повышение эффективности связей образования с наукой и сопряженности его со сферой занятости.