Ви є тут

Социальные основы жизненного проекта

Автор: 
Елаева Зоя Юрьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192787
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ..............................................................3
ГЛАВА 1. Проект как фундаментальная категория
пространственно-временного анализа...................................20
1.1. Социальная структура
жизненного проекта.........................................20
1.2. Социальные ресурсы
жизненного проекта.........................................50
ГЛАВА 2. Компаративное
исследование жизненных проектов......................................76
2.1. Социально-типологические
особенности проектов.......................................76
2.2. Проектирование и реализация
жизненных проектов........................................101
Заключение..........................................................122
Библиография........................................................128
Приложения..........................................................140
Введение
3
Противоречивое развитие социокультурных реалий, возросшая роль собственно человеческого фактора в воздействии на характер общества, а с другой стороны, увеличение количества стихийных бедствий и техногенных катастроф, рост преступности, повышение уровня риска и отсутствие психологической подготовки к жизни в экстремальных условиях приводят к поиску все новых более совершенных подходов и методов анализа как социальной структуры, так и социально-культурных общностей и сложившихся повседневных практик людей, что, как стало понятно, не может быть решено с развитием только экономической сферы общества.
К осознанию необходимости поиска новых подходов приводит глобальная трансформация экономических, социокультурных и экологических процессов, происходящая в мире, которая сопровождается высоким темпом социальных изменений и усложнением пространственно-временных моделей взаимодействия. Общемировая экономика и культура стремительно переписывают понятие социального, не ограничивая его государственными границами и традиционными формами солидарности. Информация, знание, духовная культура постепенно приобретают значение основных ценностей в обществе. Это, конечно, меняет содержание и смысл жизненного проекта человека. Высокая доступность коммуникаций, рост уровня жизни и усиление роли досуга, формирование мощной системы социокультурных сервисов, трансформация глобальной социальной обстановки оказывают влияние на унификацию социальных кросс-культурных взаимоотношений и способов освоения реальности. Это дает право рассматривать эволюцию человечества сегодня не только как естественный процесс, но как глобальный осознанный проект, где идеал - общество Модерна, включение в который предъявляет высокие требования к государствам и людям.
13
пути как объективной биографии представлено у М. Кохли, Бертакса. Категорией нормы, «нормативности» в контексте жизненных биографий занимаются Г. Хагстад, М. Марини, Б. Ныогартен, М. Коли. Исследованию траекторий жизни в сочетании с ее типологиями посвящены работы Г. Элдера,
A. Эббота, Э. Шпрангера, Дж. Холланда, Л. Готлиба, Л.Г. Нонина, В. Виноградского, Ю. Резника, Е. Ярской - Смирновой, подчеркивающих процессуалыюсть культурно-исторических типов. Г. Бернлер и А. Бьеркман констатируют фрагментарность современных подходов . к изучению человеческих жизней, связанную с возрастающим усложнением анализа и предлагают рассматривать во взаимосвязи понятия биографии, жизненного пути, жизненного цикла в теории жизни как процесса. Возможные методы анализа жизненного пути, биографий, подробно разбираются Ю. Резником, Н. Козловой, М. Бургосом.
Гендерная дифференциация жизненных эталонов и стилей, способов интерпретации действительности и самореализации, полоролевых стереотипов подробно рассматриваются Е. Ярской - Смирновой, И. Тартаковской, Ж. Черновой, Н. Козловой.
Рассмотрение аксиологических параметров социального пространства как атрибутивной данности, проблемы ценностного структурирования новых социальных пространств находим в работах Ж. Бодрийяра, Б. Докторова, Ф. Знансцкого, Н. Лапина, С. Шварца.
Теоретические основания работы базируются на представлениях о социальном пространстве, заимствованных из фундаментальных концепций М. Вебера, Г. Зиммеля, Р. Парка, К. Левина, Т. Парсонса, Э. Гидденса, развиваемые в отечественной социологии Ю. Качановым, А. Филипповым,
B. Устьянцевым. Ведущими методологическими позициями стали социологические принципы, представленные в работах П. Бурдье, П. Сорокина, Т. Парсонса. Эвристичной оказалась роль теории сети социо-природной среды Т. Хагерстренда наряду с теорией структурации Э. Гидденса и экологическим
подходом к пространству в концепции Дж. Гибсона.(Концептуальную основу составили социальный конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана, социология повседневности А. Щюца и микросоциологический анализ Дж. Г. Мида, И. Гоффмана, Л. Ионина. В контекст работы вписались идеи социализации
Н. Козловой, Л.С. Яковлева, Е. Ярской-Смирновой. Аксиологические аспекты диссертации связаны с именами Ф. Знанецкого, Н.И. Лапина, О. Филимоновой. В качестве исходных посылок социологического анализа жизненного пути выдвинулись работы В. Голофаста, Е. Мещеркиной, Ю. Резника, Ж. Тощенко.
Методика социологического исследования разрабатывалась автором, исходя из идеи социокультурного подхода к жизненному проекту, рассматриваемому как фундаментальная категория пространственно-временного анализа. При этом основанием послужило представление о взаимной рекурсивности социального, ментального и физического пространств в конструировании и реализации жизненного проекта, связывающих воедино категории социального пространства, ментальности и социального действия. Авторская модель конструирования социального пространства посредством жизненного проекта включает анализ досуговых практик и профессиональной сферы и базируется на представлении о единстве и взаимообусловленности явных и латентных функций, а также микро и макрообщественных процессов (П. Бурдье, Ч. Райт Миллс, М. Рустин) и теоретико-методологическом анализе социального пространства П. Бергера, А. Щюца, К. Левина и Э. Гидденса).
Целью данной работы является исследование форм и способов конструирования жизненного проекта в условиях современного российского общества. Реализация поставленной цели включает решение следующих задач:
• осуществление теоретико-методологического анализа социальнопространственных категорий, выявление особенностей социального познания и конструирования пространства;
• обоснование проекта как фундаментальной категории пространственно-временного анализа социальной реальности;