ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................................3
ГЛАВА 1. Гендерные процессы как социологическая проблема.........15
1.1. Исследование проблем гендера в зарубежной и отечественной социологии......................................................15
1.2. Теоретические и эмпирические основы исследования современных гендерных процессов.............................................40
ГЛАВА 2. Женщины в гендерных процессах российского общества: тенденции и противоречия..............................................71
2.1. Российские женщины в гендерных процессах на современном этапе ...71
2.2. Региональные особенности гендерных процессов в Башкортостане ....100
Заключение...........................................................168
Библиографический список использованной литературы..................11(7
Приложения...........................................................190
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. В конце II -начале III тысячелетий проблема развития социального пола в российском обществе приобрела особую актуальность под воздействием нескольких групп факторов.
Во-первых, в современном западном обществе вся вторая половина XX века прошла иод все более усиливающимся влиянием процесса женской эмансипации, развитием мощного феминистского движения во многих странах мира. Это не могло не оказать существенного влияния и на общественную действительность в современной России.
Во-вторых, переход к рыночной экономике, формирование доминирующего значения нового типа общественных отношений и постперестросчные трансформационные процессы в целом совершенно по-новому поставили проблему гендерных отношений, изменили роль женщины в современном российском обществе.
В-третьих, масштабное возрождение этнических и конфессиональных ценностей, особенно сильно влияющих на общественную жизнь в многонациональных российских регионах, также актуализировало проблему социальной роли женщины (а, следовательно, и мужчины), которая по-разному ставится в рамках различных этноконфессиональных традиций.
В целом, происходящее в условиях трансформации вовлечение женщин в совершенно новые виды жизнедеятельности (предпринимательство, политика, общественные движения), а также - рост демократизации социальной жизни и, следовательно - увеличение независимости женщин в определении своей социальной роли, сделали проблему современных гендерных процессов актуальной не только с научной точки зрения, но и с позиции общественной практики.
При этом сама социологическая теория гендерных процессов и отношений остается малоразработанной и в зарубежной, и особенно в
того, «гендер» следует мыслить как независимый от биологического пола персоны. Например, мужчина может вести себя таким образом, который считается не мужским в данном обществе, однако это никоим образом не делает его менее «мужчиной»22.
При этом подход И.Гоффмана не полностью принимают американские феминистские социологи К.Уэст и Д.Зиммерман. Они согласны, что отнесение
t
индивидов к той или иной категории по признаку пола является существенно
значимым для социально компетентного поведения. Успешная коммуникация
опирается, как правило, на возможность однозначной идентификации иола
собеседника. Но категоризация по признаку иола далеко не всегда однозначна и
не обязательно соответствует биологическому полу индивида. «...
интерпретация гендера различием как роли затемняет деятельность по
производству гендера в практиках обыденной жизни, в то время как понятие
гендера как дисплея относит нас к периферии взаимодействия»23. Развивая эту
логику, они считают «... прежде всего, необходимо рассмотреть ... различия
•
между полом, категорией пола и гендером. Пол - это огіределенності,
основанная на использование социально принятых биологических критериев
для классификации индивидов как женщин или мужчин. ... В
противоположность этому, гендер является деятельностью по организации
ситуативного поведения в свете нормативных представлений об аттитюдах и
действиях, соответствующих категории принадлежности полу»2’. Таким
образом, приписывание пола происходит согласно правилам создания гендера,
принятым в данном обществе и выражающимся в гендерном дисплее. Понятие
гендерного дисплея используется авторами для утверждения социальной скон-
•
струированности не только гендерных различий, но и биологического пола. Таким образом, К.Уэст и Д.Зиммерман утверждают, что «гендер не является ни совокупностью личностных психологических черт, ни ролыо, а продуктом
22 Rhoda U. Toward a re-definition of sex and gender (О редифиниции понятий пол и гендер). - «American Psychologist», 1979, N34, PP. 1085-94.
13 К.Уэст, Д.Зиммерман. Создание гендера. Пер с анг. Е.ЗдравомыслоноП. Гендерные тетради. Вып.1. Труды Сиб-филиала ИС РАН.-Спб.: 1997. С.94-120.
2* Там же.
особого рода социального ... создания»25, сам гендер конструируется через взаимодействие. Они понимают под гендером деятельность по организации поведения людей в соответствии с нормативными представлениями о межличностных отношениях и действиях, характеризующих принадлежность полу.
Вместе с тем, в некоторых новейших социологических работа., затрагивающих проблему гендера, выдвигаются совершенно новые определения понятия гендера. Например, Л.Николсон утверждает, что термин «пол» употреблялся в тот период, когда различия между мужчинами и женщинами считались «биологическим фактом» - и именно слово «пол», как имеющее сильные биологические коннотации, подходило для этого контекста. В то время термин «гендер» использовался только для обозначения мужских и женских грамматических форм в языке. Когда стало очевидным, что различия между мужским и женским имеют социальный источник, стали использовать термин «гендер» как не имеющий коннотаций с биологией26.
Американский социолог А.Рич в своей работе «Материнство как опыт и институт» считает, что гендер не является монолитной категорией, которая уравнивает всех женщин. Позиция субординации (гендер - категория социальной стратификации), обозначаемая гендером, сопровождается и усиливается рядом других властных вариаций - таких, как раса класс, возраст.2 ' Кроме того, анализируя механизмы контроля сексуальности и расовые проблемы, А.Рич пришла к утверждению, что гендер является своеобразной системой, продуцирующей различия и вписывающей эти различия в отношения власти и подчинения. Таким образом, понимание гендера у нее отличается <_т бинарной модели ранних версий (мужской/женский гендер) и становится частью сложной сети властных компонентов.
Некоторые ученые рассматривают «гендер» только как совокупность биологических и физиологических признаков пола; другие - как некий
25 Там же.
26 Воронина О.Л. Основы гендерной теории и методологии /Теория и методология гендерных исследовании. Курс лекций. - М.: 2001. С.99.
- Київ+380960830922