2
Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ общественного мнения как социального института...................................................13
1.1. Общественное мнение: сущность, свойства, структура.................13
1.2. Особенности и функции общественного мнения как социального института ........................................................................33
1.3. Признаки и условия институционализации общественного мнения 54
1.4. Генезис общественного мнения как социального института в современном
российском обществе.....................................................65
Глава 2. Институционализация общественного мнения в регионе.............91
2.1. Общественное мнение в регионе: среда формирования и факторы влияния
.......................................................................91
2.2 Процесс, механизмы и условия институционализации общественного мнения на региональном уровне..........................................108
2.3. Мнение местного сообщества: особенности, формирование, реализация в региональном общественном мнении.......................................141
2.4. Функционирование социального института общественного мнения в
регионе...............................................................154
Заключение............................................................172
Библиографический список...............................................179
Приложение 1 ..........................................................195
Приложение 2...........................................................198
Введение
По мере развития общества - трансформации его структуры, механизмов управления, появления новых элементов культуры - изменяются роль, функции, расширяется сфера приложения общественного мнения. В развитом демократическом обществе, правовом государстве оно существует в виде социального института, является одним из важнейших атрибутов сформированного гражданского общества. Определяя основные направления развития, реализуясь в управленческой деятельности, общественное мнение проявляется в новых формах, привлекая внимание как политических и общественных деятелей, так и ученых.
Для современной России социологическое исследование становления общественного мнения в качестве социального института представляется актуальным в силу ряда обстоятельств. Социальные, экономические, политические преобразования в России 1990-х гг. являлись для нашей страны принципиальными; характеризуя качественно новый этап развития общества, они определили его иной социетальный тип. Данные изменения заключались как в трансформации системы социальных институтов, социальной структуры, появлении новых социальных групп, так и в значительных сдвигах в массовом сознании россиян. Иные проблемы стали актуальными, начали доминировать новые интересы и потребности, утверждаться другие ценности, что определило специфику общественного мнения, формирующегося как на общероссийском, так и на локальных уровнях. При этом в нынешней социально-экономической и политической ситуации в России, когда страна находится на затянувшемся переходном этапе развития, общественное мнение выступает необходимым компонентом социального управления и субъектом управленческой деятельности. Эффективное социальное управление как в рамках всего общества, так и в масштабах региона, города, другого социального поселения сегодня невозможно без соотнесения основных направлений и целей проводимой политики с актуализированными в массовом сознании
19
результата коммуникаций, взаимодействия. Большинством ученых признается роль массовых оценок в политической жизни, определяется значение суждений граждан при становлении демократии. Четкую дефиницию получают такие категории как субъект и объект общественного мнения, структурируется процесс формирования общественного мнения, исследуются его функции. Однако единства точек зрения по всем указанным позициям в социологии по-прежнему нет. Обоснование выбираемых нами в качестве теоретической базы для исследования дефиниций сопряженных с общественным мнением категорий требует характеристики основных подходов к их определению.
Субъект общественного мнения вызывает наибольшее количество дискуссий на протяжении всего XX в. Анализ существующих определений данного понятия позволяет выделить два основных подхода к его интерпретации.
С позиций первого подхода общественное мнение - это мнение большинства членов общества. Данная позиция выражена Р. Шапиро следующим образом: «единственное общественное мнение, имеющее значение - это то, что думает большинство»1. Активную поддержку указанный подход обрел в отечественной социологической традиции - В. Ульянов-Ленин, Б. Грушин, А. Уледов определяли общественное мнение как единодушное
л
суждение народа по вопросам социальной жизни . Более того, Б. Грушин указывал на внегрупповую (или межгрупповую) природу множества, являющегося субъектом общественного мнения, проявляющуюся в том, что оно «разрушает» границы между всеми существующими в обществе социальными группами3. Развивает аргументы первого подхода В. Коробейников,
1 Public Opinion / Glynn C. J., Herbst S., O’Keefe G., Shapiro R. - Oxford: Westview Press. -1999.-P. 18.
2 См., например: Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. - М.: Политиздат, 1967; Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. - М.: Соцэкгиз, 1963; Ленин В.И. Полное собрание сочинений: В 55 т. - М.: Политиздат, 1976.
3 Грушин Б.А., Нейгольдберг В.Я., Айвазян М.С. 47 пятниц. Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных
20
заявляющий, что субъектом общественного мнения, может быть только крупная социальная единица - класс, содружество классов или общество в целом, являющаяся при этом выразителем общественных интересов1. Возможность формирования мнения, являющегося по своей природе общественным, в любой социальной группе, сторонники первого подхода скорее отвергают.
С точки зрения второго подхода, приверженцами которого являются И. Андреева, А. Антипьев, Д. Гавра, Т. Заславская, А. Кравченко, А. Мендра, С. Спличал, Л. Судас, В. Припечкин, субъектом общественного мнения могут выступать общности различного уровня - от населения государства или всей планеты до отдельных поселенческих общностей. При этом общественным мнение данной общности полагается при условии разделения большинством ее членов единой позиции. Разделяющий в числе прочих отечественных специалистов обозначенную точку зрения В. Падерин, указывает, что общественное мнение представляет собой «широко распространенные, преимущественно оценочные суждения больших и малых социальных групп2», а академик Т. Заславская, заявляет, что «изучение мнений, взглядов вовсе не предполагает единство этих взглядов у большей части населения. Достаточно, чтобы какое-то мнение преобладало в определенной группе людей... Даже не интересно было бы изучать некое единственное мнение. Да такая ситуация, по сути, нереальна»Г Интересна позиция Д. Гавры, полагающего, что в качестве субъекта общественного мнения «могут выступать общности различного уровня - от населения государства или всей планеты до отдельных поселенческих общностей. При этом ведущим субъектом выступает население,
институтов (программы и документы исследования). Выпуск 1 // Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР. Серия: методические пособия. - 1969. - № 10 (25). - С. 22.
1 Коробейников B.C. Пирамида мнений: (Общественное мнение: природа и функции). - М.: Мол. гвардия, 1981. - С. 16.
2 Падерин В.К. Общественное мнение в развитом социалистическом обществе: сущность и закономерности формирования. - Казань, 1980. - С. 28.
3 Заславская Т.И. Вперегонки со временем // Общественные науки и современность. - 1993. ~ №3.-С. 6.
- Київ+380960830922