Ви є тут

Насилие в отношении детей: теоретический и эмпирический анализ : На материале социологических исследований по Таджикистану

Автор: 
Шарипова Муборак
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271195
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ.......................16
1.1. КОНЦЕПТУАЛЬНОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ А СПЕКТЫ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ...................16
1.2. СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ...........................33
1.3. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ТАДЖИКИСТАНЕ. ...50
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ.................................65
2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..........65
12. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О НАСИЛИИ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ В ТАДЖИКИСТАНЕ............................73
2.3. ПРИЧИНЫ, РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ.......................87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................125
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ.............................127
ПРИЛОЖЕНИЕ: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В «ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА В ТАДЖИКИСТАНЕ».........136
I
Введение
В последние годы в мире растет понимание того, что «нет вопроса более важного, чем обеспечение выживания и всестороннего развития наших детей» [22. - 179]. Необходимость в особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации нрав ребенка (1924 г.) и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г., и признана во Всеобщей Декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. Большинство стран мира ратифицировали Конвенцию о правах ребенка1 (КПР), обязуясь как Государство-участник ООН и КНР «уважать и обеспечивать все права предусмотренные настоящей Конвекцией за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств»; «принимать все необходимые меры для обеспечения зашиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка или иных членов семьи»; «обеспечить ребенку такую защиту н заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание нрава и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принять вес соответствующие законодательные и административные акты».
В Декларации, принятой на Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной положению детей, выражена серьезная озабоченность тем, что «каждый пятый ребенок умирает, не достигнув 12 лег»; что «в 90-е годы в результате вооруженных конфликтов погибло более 2-х миллионов детей; более б
1 Конвенция о правах ребенка принята в 1989 г. Парламент Республики Таджикистан ратифицировал ес в 1993 г.
12
"территориальная выборка" и "выборка по набранным для целей исследования социальным группам».
Согласно официальной статистике, основная доля населения Таджикистана {73 %) проживает в сельских районах, причем, процент детей примерно одинаков в различных географических зонах. В целом в обследовании приняло участие 735 детей от 4 до 18 лет. 153 родителей и 102 экспертов проживающих в четырех областях страны, а именно в Хатлонской области, которая является наиболее густонаселенной (34 %), в Согдийской области (30 %), в Горнобадахшанской автономной области (3 %), в Душанбе (8 %) (несмотря на то. что она находится на территории районов республиканского подчинения (РРП), статистические данные по столице учитываются отдельно) и в РРП (22 %). Также были опрошены 29 представителей НПО. занимающихся проблемами детей.
Конкретный состав выборки определялся с учетом различных возрастных и социальных категорий. Возрастная группа опрошенных детей от 4 до 6 лет составила 18.8 %, 7-11 лет - 24.8 %, 12-15 лет - 23.1 %. По группе 16-18 лет выборка была несколько увеличена по сравнению с составом населения этой возрастной группы, так как в ней предусматривалось получение дополнительных данных по сексуальному насилию, по наркомании и т.п. Выборка по этой группе составила - 33.2 %. Из включенных в состав выборки детей 65 % проживаю в сельских районах и 35 % - в городах, что, в целом, соответствует общей структуре населения Таджикистана, 73 % которого являются жителями сельских районов.
"Территориальная выборка" включала детей, проживающих в городах и деревнях - она репрезентативна по структуре населения, демографическим характеристикам и культурным традициям; кроме того, предполагался и был осуществлен отбор для обследования городских кварталов и улиц в каждом городе или деревне, а также случайный отбор детей в различных кварталах города.
Содержание работы. В диссертации представлены результаты теоретического (1 глава) и эмпирического (2 глава) анализа проблемы НОЛ в Республике Таджикистан (далее - ГГ). Социологическое исследование было выполнено НИЦ «Открытая Азия» под руководством автора. Теоретический анализ проблемы МОД был необходим для разработки программы исследования, его инструментария. В первом параграфе первой главы основное внимание уделено логическому анализу проблемы, определению основных понятий, а также
13
типологическому анализу НОД. Автор рассматривает дефиниции и трактовки понятия насилия в отношении детей, а также типологии МОД, предлагаемые различными авторами, и обосновывает свои подходы.
Во втором параграфе дан анализ различных факторов НОД - социально-экономических, социально-политических, социально-правовых, социокультурных и психологических. Наибольшее внимание уделяется социально-экономическим и социокультурным факторам, оказывающим значительное влияние на НОД в Таджикистане. В третьем параграфе дана общая характеристика положения детей в современном Таджикистане на основе статистического материала.
Вторая глава посвяшсна эмпирическому исследованию НОД. В первом параграфе подробно изложены методические аспекты исследования. Во втором параграфе данз подробная характеристика респондентов по нескольким параметрам - социально-демографическим, социально-экономическим и др. Там же анализируется восприятие различных видов и форм НОД основными группами респондентов - дети, родители, эксперты.
В третьем параграфе рассматривается степень распространенности различных форм НОД в семье и вне семьи, анализируются и обобщаются причины и последствия НОД, названные родителями и экспертами. На оспове этого анализа выделяются группы риска НОД.
Анализ полученной социологической информации дается с учетом основной цели исследования, которое направлено на формирование информационной базы для разработки Национальной программы мер по предупреждению и профилактике НОД.
В заключении работы содержатся основные результаты исследования в соответствии с поставленными задачами и выдвинутыми гипотезами.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
Выявлено и проанализировано кризисное состояние социокультурного восприятия населением НОД, которое выражается в недостаточной актуализации НОД в общественном мнении различных слоев и групп населения, в том числе, и детей, в недооценке негативного влияния НОД на здоровье и развитие детей и на социальное здоровье всего общества
Выделены и охарактеризованы наиболее существенные факторы, влияющие как на распространение, так и на предотвращение НОД.