2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТЖО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БУДДИЙСКОГО ДУХОВЕНСТВА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ..................................... 17
1.1. Социальная сущность буддийского духовенства..............17
1.2. Методологические аспекты социологического изучения буддийского духовенства...................................................42
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БУДДИЙСКОГО ДУХОВЕНСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
61
2.1. Структура и функции современного буддийского духовенства.61
2.2. Современные изменения организационно-правовых основ деятельности буддийского духовенства.......................................95
2.3. Ценностные ориентации современного буддийского духовенства 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................139
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................142
ПРИЛОЖЕНИЯ
155
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исследование религии и форм ее организации является одним из приоритетных направлений в мировой социологической науке. Его разработка отечественной социологией обусловлена необходимостью осмысления современных изменений в российском обществе в условиях смены общественного строя.
Современный период развития России ознаменовался для многих народов поиском этнической идентичности, возрождением своих национальнокультурных традиций и ценностей. В этом сложном процессе, заполняя постсоветский идеологический вакуум, большое значение приобретает религия. Она рассматривается представителями разных этнических групп как «прибежище национального духа», костяк его культуры, выступает как регулятор социальных связей. Кроме того, религия стала психологической опорой в трудных условиях социально-экономического развития современной России, предлагая людям свою помощь в решении различных проблем.
Происходящие в обществе процессы обусловили трансформацию структуры и социальных функций буддийского духовенства Бурятии. Изменение государственной политики в отношении религии, смена нормативно-правовых основ регулирования религиозной деятельности повлияли на рост числа буддийских религиозных объединений, изменение организационных форм их деятельности, повышение значимости буддийского духовенства в социально-политической жизни общества. Стали формироваться новые социальные институты, претерпевают изменения социокультурные основания функционирования буддийского духовенства.
Изменяется и усложняется этнокоифессиональная ситуация в регионе. Исторически традиционная для Бурятии школа тибетского буддизма Г’елуг, имеющая здесь специфическую форму социальной церковной организации, оказалась в новых условиях взаимодействия с новыми религиозными объединениями, в том числе и принадлежащими к разным направлениям и
15
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БУДДИЙСКОГО ДУХОВЕНСТВА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ.
1.1. Социальная сущность буддийского духовенства.
Изучению различных аспектов буддийского духовенства посвящено большое число работ разной методологической направленности и дисциплинарной принадлежности. При этом исследования проводились разными авторами для различных регионов распространения буддизма, причем в каждом из этих регионов имеется своя специфика оформления систем философских идей, культовой системы и форм социальной организации буддизма. Более того, как отмечал О. О. Розенберг «“.системы буддизма вообще, помимо отдельных школ, не существует вовсе».1 Вместе с тем, несмотря на обилие научной литературы и воспроизводимых в ней подходов представляется возможным выделение некоторых общих оснований изучения буддийского духовенства как социального объекта.
Развитие научных представлений о буддийском духовенстве сопряжено с периодизацией развития буддологической науки в целом. Так, общепринятым стало выделение дореволюционного, советского и современного периодов развития отечественной науки, учитывая, конечно, наличие некоторого люфта хронологических границ и выделяемых подпериодов. Свой отпечаток накладывали и изменения самого объекта описания - духовенства Бурятии, -однако, каждый из этих периодов характеризовался совокупностью факторов, воздействовавших на развитие науки, а также доминирующей парадигмой его изучения. Современный период развития общественных наук дает возможность объективно подойти к изучению этой социальной группы, что требует детального теоретико-методологического анализа.
В большинстве исследований буддийского духовенства присутствует определение его положения в социальной структуре. Социальную структуру
1 Розенберг О. О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. - Проблемы буддийской философии. Ч. II.-Петроград, 1918.-С. IV.
16
можно описывать путем выделения двух основных групп элементов:
1
социальных групп, классов, слоев и социальных институтов, ценностей, норм. Таким образом, значительное количество работ можно рассмотреть с точки зрения их тяготения к описанию буддийского духовенства через классовые (групповые) или институциональные аспекты.
В ходе своего развития исследования буддизма выработали ряд подходов к рассмотрению буддийского духовенства как социальной группы, его положения в социальной структуре и функций в обществе. При анализе и возможном использовании этих подходов наиболее важным представляется определение признаков, на основании которых описывается буддийское духовенство.
Большое внимание проблемам религии в целом и буддизма в частности уделяли в своих работах виднейшие представители социологической науки, оказавшей значительное влияние на тенденции мировой и отечественной буддологии. В отношении методологии социологического исследования буддийского духовенства наиболее влиятельными можно считать работы Макса Вебера и Карла Маркса. Для отечественной науки методология марксизма явилась основополагающей для большого и весьма плодотворного периода развития, в то время как социология религии М. Вебера оказала значительное методологическое влияние на развитие, прежде всего западной науки о буддизме.
С точки зрения М. Вебера для каждой религии можно выделить социальные слои, жизненное поведение которых было по преимуществу определяющим и которые оказали наибольшее влияние на практическую этику соответствующей религии и придали ей специфику, т. е. черты, отличающие ее от других религий и вместе с тем существенные для хозяйственной этики. Буддизм, по Веберу, распространялся странствующими, нищенствующими
1 Мацкевич А. Ю. Об абстрактной интегральной схеме социальной структуры общества // Проблемы изменений социальных отношений среди народов Байкальского региона (теоретико-эмпирические аспекты): Сб. ст. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. - С. 4.
- Київ+380960830922