Ви є тут

Регионализация высшего образования : Теоретико-методологический и социологический анализ на материалах Восточной Сибири

Автор: 
Лоншакова Надежда Анатольевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2003
Артикул:
273461
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................
1 .ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ОБЩЕСТВА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ.........................
1.1. Высшая школа в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям.....................................................
1.2. Регионализация высшего образования: диалектика общего и особенного..
1.3. Региональная образовательная политика в контексте реформирования образования в Российской Федерации.................................
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ..................
2.1. Трансформация региональных рынков труда...................
2.2. Спрос населения на профессионально-образовательные услуги, как одна из детерминант рыночных преобразований.....................
2.3. Формирование рынка образовательных услуг в регионе........
3. РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕГИОНЕ..................................
3.1. Изменение содержания подготовки специалистов в контексте рыночных преобразований.........................................
3.2. Послевузовское образование специалистов как условие их профессиональной карьеры и социального благополучия.............
3.3. Высшая школа как субъект развития дополнительного образования и переподготовки кадров в регионе.................................
4. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТРУДА.....................
4.1. Профессиональные ориентации и жизненное самоопределение студентов и выпускников вузов в регионе.........................
4.2. Адаптация выпускников вузов в сфере общественного производства к новым экономическим условиям....................................
4.3. Социологический анализ целевых программ и их роль в воспроизводстве кадрового потенциала............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................
3
16
16
42
66
90
90
117
146
168
168
191
210
234
234
254
277
298
308
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Необходимость разработки теоретико-методологических основ регионализации высшего образования диктуется стратегическим курсом российского общества в период перехода к рыночным отношениям на усиление региональных начал. Отсюда потребность в целостном научном осмыслении современной общественной системы образования, выработки более адекватных подходов к формирующейся образовательной политике. Предпосылкой эффективного управления развитием системы высшего образования является адекватное понимание ее социальной природы, функций, внутренней структуры. Особое значение в современных- условиях имеет социологический анализ проблем системы функционирования высшего образования в России, детерминируемых, прежде всего своеобразием хода социально-экономических реформ.
Усиление внимания к региональным аспектам экономического и социального развития обусловило возникновение особого направления во внутренней политике государства - региональной политики. Это повлекло переоценку традиционных факторов регионального развития, создание региональных концепций, в том числе и в области образования, позволяющих комплексно решать целый ряд взаимосвязанных социально-экономических задач региона.
Региональная образовательная политика все больше начинает детерминироваться региональными проблемами занятости и трудоустройства населения, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса. Регионализация становится «социальным заказом» общества.
Регионализация высшего образования - важнейшая часть национальной системы образования, выполняющая целый комплекс функций в структурах основных сфер общественной жизни. Регионализация, вызванная, с одной стороны, социально-экономическим кризисом, а с другой, реформированием всей системы образования, имеет как свои положительные, так и отрицательные черты. К числу положительных относится то, что региональные вузы, в большей мере учитывая потребности региона в специалистах той или иной профессии, могут оперативно реагировать на изменения в спросе на них. К числу отрицательных - не всегда высокое качество выпускаемых специалистов.
Выполнение задач приведения региональной системы высшего образования к режиму сбалансированного функционирования предстоит осуществлять в большинстве случаев на фоне неблагоприятной социально-экономической обстановки, в условиях кризиса идеологии, нравственности и духовности. Образовательная деятельность становится важной компонентой
высшего образования как социального института жизненно важна соразмерность в соотношении этих двух моментов, характеризующих его взаимодействие с обществом и государством.
Небезосновательно некоторыми учеными в настоящее время ставятся под сомнение идейно-философские воззрения на образование как на инструмент государства, используемый преимущественно для формирования определенного социального типа личности (вспомним, хотя бы недалёкое прошлое - с идеологизированным типом «советский человек»), удобного для данной социальной системы (идеологическая концепция), или же сведение образования к узкопрофессиональной подготовке (технократическая концепция). Существующие традиционные концепции образования становятся неэффективными, поэтому необходим новый взгляд на образование как подсистемный элемент культуры [см., например, 216, с. 5].
Говоря об образовательной политике, о государственных мероприятиях, призванных решать основные проблемы образования в обществе, следует заметить, что эти решения должны приниматься только после анализа их возможных последствий для экономики, производства, социальной сферы жизни общества. Таким образом, высшее образование как социальный институт общества относится к тем социальным явлениям, которые поддаются управлению путем целенаправленных действий на основе решений по поводу проведения определенной образовательной политики. Первым шагом в нормировании образовательной политики является определение социальных целей, т.е. направленных на решение не только узко профессиональных (отраслевых) задач, но и задач более широкого социального плана. Современная духовная жизнь России характеризуется критическим переосмыслением и диалектическим обновлением ценностей и норм, утвердившихся в советский период. Трансформируемое общество получило тяжелое социальное наследие, основные характерные черты которого можно сформулировать так:
- вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировалось технократическое представление о социальной роли специалистов в удовлетворении потребностей общества, неуважение к Природе и Человеку;
- изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности «по зарубежным образцам», с другой; импортные закупки целых заводов и технологий стали причиной
31
невостребованности и искаженного отражения в институте образования главной функции инженера - творческо-созидательной;
- экономический застой и последовавший за ним развал экономики повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения людей, а как следствие трансформацию их ценностей;
- тоталитарное управление, сверхцентрализация, унификация требований по всей территории огромной многонациональной страны на фоне искаженного состояния социальных наук давили инициативу и ответственность и привели к оторванности от специфики региональных и национальных потребностей, от естественного, неизбежного разнообразия жизненных укладов в республиках и регионах.
По общепринятым канонам в настоящее время к числу интеллектуальных стран относятся те, в которых 40-60 % взрослого населения имеют высшее образование. В этом плане Россия пока отстает от мировых экономических лидеров не столь существенно: к концу прошлого столетия специалисты с высшим и средним профессиональным образованием составляли около 37 % трудоспособного населения страны. Вместе с тем, этот, на первый взгляд сравнительно благополучный показатель, не отражает реального положения с воспроизводством научно-образовательного потенциала страны, который некоторые специалисты небезосновательно классифицируют как неблагополучный, имеющий деструктивный характер [см.: 82, с. 11-14].
Период нового рыночного этапа становления системы высшего профессионального образования в России характеризуется историческими потрясениями для россиян, связанными:
- со сменой страны, в которой продолжают жить россияне (не «в привычном» СССР, а в Российской Федерации);
- с радикально изменившимся политическим строем;
- с кардинальной сменой экономического уклада.
Эти кардинальные макроперемены за сравнительно короткий период существенно деформировали систему устоявшихся представлений, ориентаций, ценностей, ожиданий входящих в жизнь молодых поколений, сменили привычный уклад их жизни, как отдельной личности, так и больших социальных групп населения. Для молодых людей, стоящих на пороге профессионального выбора и жизненного самоопределения, в разряд проблематичных перешёл вопрос о целях, формах и способах получения образования, о будущем месте приложения труда, затрагивающий не только