Ви є тут

Трансформация повышения квалификации в системе образования взрослых в 1980 - 1990-е годы : На основе сравнительного анализа Северной Германии и Алтайского края

Автор: 
Попкова Мария Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000315453
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение............................................................3
Г лава 1. Институализация профессионального образования в современном обществе...........................................................14
1.1. Теоретико-методологические подходы к анализу профессионального образования...................................14
1.2. Эволюции профессионального образования в России.............28
1.3. Эволюция профессионального образования в Германии...........64
Глава 2. Социальные процессы и модели профессионального образования: механизмы и области взаимодействия (на примере Германии)...........85
2.1. Модели профессионального образования в современной Германии.85
2.2. Повышение квалификации как форма профессионального образования в Германии .................................... 109
Глава 3. Партнерство как фактор трансформации системы повышения квалификации в России.............................................124
3.1. "Общество развития Гальбштадт" (ОРГ) как основа партнерства в области профессионального образования..........................124
3.2. Перспективы формирования партнерства России и Германии в сфере профессионального образования в современном обществе...........136
3.3. Программа и модели повышения квалификации специалистов социальной сферы (на примере Алтайского края)..................149
Заключение........................................................165
Список литературы.................................................170
Приложение 1......................................................187
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российское общество переживает на данном этапе трудный период своего развития. Переход его в новое состояние сопряжен с существенными структурными изменениями: порой рушатся устойчивые образования социальной
системы, а взамен появляются новые звенья, новые общественные отношения. Современная социальная политика в российском обществе все еще не соответствует требованиям цивилизованного рынка; не определена ее государственная модель, позволяющая оптимально функционировать социальной сфере в новых условиях, не обеспечена разработка правовой базы для социальной сферы, в которой должна быть предусмотрена система экономических и правовых норм ее развития.
Во многом это связано с тем, что для эффективного развития общества требуются грамотные специалисты, отсутствие которых может стать тормозом социального развития общества, что и было отмечено в Программе Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» [128]. Сегодня низкий платежеспособный спрос предприятий, государственных и муниципальных органов на специалистов всех уровней в сочетании с недостаточным бюджетным финансированием создает угрозу снижения качества профессионального образования и продолжения подготовки невостребованных экономикой специалистов.
В России в условиях сложившегося кризиса реформ следует исходить из того, что именно образование является основой социально-экономического развития страны. Необходимо также понимание того, что функция государственных гарантий в получении социальных услуг, в частности образовательных услуг, должна стать одним их ведущих направлений государственной социальной политики российского общества, что достаточно хорошо можно увидеть в странах с развитым
з
академическими областями (например, естественные науки, филология и т.д.). Как было выявлено в процессе диссертационного исследования, такое отношение к оценке профессионального образования обусловлено как бы "двойственностью" непрерывного профессионального образования - с одной стороны, оно опирается на академическую науку, а с другой, - на практическую деятельность. Эта двойственность профессионального образования обусловливает и необходимость разработки новых образовательных технологий. Слушатели факультетов повышения квалификации отличаются от обычных студентов тем, что они ориентированы не на отвлеченное содержание того или иного предмета, а на решение конкретных проблем. Их обучение осуществляется через их собственный конкретный опыт. Они стремятся к непосредственному использованию полученных знаний в практической деятельности. В соответствии с этим представляется возможным непрерывное профессиональное образование, и повышение квалификации в том числе, рассматривать как сферу образовательного бизнеса. Запросы со стороны конкретных областей профессиональной деятельности постепенно формулируются все более четко, растут их требования и ожидания относительно уровня и качества образовательных услуг.
Система профессионального образования в предыдущие годы имела в основном экстенсивный путь развития, была построена на принципе -"предложение сверху". В последние годы этот процесс начал резко изменяться. Финансирование системы с каждым годом ухудшается, и теперь совершенно ясно, что требуется изменить пути развития профессиональных образовательных заведений. Система профессионального образования, по мнению большинства ученых, руководителей учебных заведений, и исходя из опыта работы других стран и, с точки зрения здравого смысла, должна быть ориентирована на спрос региона. Но как справедливо отмечает Клаудио де Мора Кастро -
19
руководитель отдела политики в области профессиональной подготовки Международной организации труда - МОТ (Женева) постулат о подготовке, управляемой спросом, очень прост. Нет спроса - нет подготовки. Однако, где найти спрос на подготовку специалистов в условиях экономики, переживающей серьезные трудности? А что делать с учебными заведениями, занимающимися профессиональной подготовкой? Какую позицию должен занимать комитет по образованию в регионе? На наш взгляд, государственные структуры могут играть весьма конструктивную роль в профессиональной подготовке. Наличие защищенных статей бюджета позволило бы более активно искать пути финансирования других расходов учебных заведений. Эти пути выявляют сами учебные заведения: развитие производства, использование средств, выделяемых другими комитетами администрации, использование возможностей зарождающегося частного сектора, привлечение средств из других регионов России, бывшего Советского Союза, создание фондов по подготовке и переподготовке квалифицированных специалистов, использование такого источника как личное участие в финансировании обучающихся. Определение оптимальной политики государственных структур повлечет за собой принятие таких мер, как постоянный мониторинг спроса на специалистов и проведение дополнительных мероприятий для улучшения характеристики профессионального образования. В этих условиях оценка реального состояния дел в системе профессионального образования не может быть однозначной. Она должна быть осуществлена на анализе существующих объективных факторов, характеризующих противоречивый процесс развития образования, с учетом не только позитивных, но и негативных тенденций. Анализ сложившейся ситуации позволяет предположить, что финансовые ограничения системы профессионального образования будут и дальше нарастать в связи с уменьшением государственного финансирования. В
20