Ви є тут

Формирование профессиональной идентичности сотрудников МВД

Автор: 
Пухно Петр Сергеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
321268
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Идентичность - широкая научная концепция, которая не так давно адаптирована российским гуманитарным знанием. Понятие идентичности связано с качественной определенностью и принадлежностью к некоторому множеству. В сознании зрелого человека присутствует целый пакет идентичностей, который в условиях стабильной общественной системы определяет ценностно-смысловую направленность развития личности. Радикальные социальные изменения, которые переживает современное российское общество, остро поставили вопросы, связанные с осмыслением процессов, определяющих настоящее, будущее страны, поведенческие ориентации, ценностные предпочтения миллионов граждан.
В обществе существенно изменились условия профессиональной социализации, которые повлияли на статус работников правоохранительных органов, социальные ценности, нормативную систему, модели профессионального поведения, правовую культуру сотрудников МВД. В силу этого остро назревает необходимость исследования, каким образом направлять и регулировать процесс профессиональной социализации будущих сотрудников органов внутренних дел, чтобы обеспечить функциональную сохранность общественного целого и надежную социально-правовую защиту широких слоев населения. При этом неизученными остаются вопросы, связанные с анализом профессиональных ценностей и поведенческих ориентаций сотрудников правоохранительных органов.
Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или выполняемой работы, всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения. Проведенные социологические опросы фиксируют в определенной мере негативный образ милиции, воспроизводящийся в массовом сознании. Факторы, влияющие на снижение автори-
тета милиции и, как следствие, на негативную оценку ее деятельности, остаются неизменными: низкий профессионализм, некомпетентность и низкая культура общения с населением; случаи отказа милиции от защиты граждан, подвергшихся преступным посягательствам; мнение о ее коррумпированности; мнение о незаконном применении насилия. Соответственно возрастает актуальность изучения профессиональной идентичности сотрудников внутренних дел на различных уровнях профессионализации, как результата сознательного выбора профессионального сообщества.
Профессиональная идентичность выражает концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной общности, сопровождаемое определенным ценностным и мотивационным смыслом, субъективным отношением к своей профессиональной принадлежности. Поэтому ее изучение ведет к повышению эффективности деятельности государственных органов и, прежде всего, органов внутренних дел, общественных организаций, трудовых коллективов правоохранительных институтов.
Это предполагает знание в том числе социально-психологических закономерностей, связанных с процессом формирования профессиональной идентичности сотрудников правоохранительных органов. Но, к сожалению, исследований, направленных на изучение профессиональной идентичности, недостаточно, и тем более редки работы, анализирующие этот феномен в правоохранительной сфере.
Формирование профессиональной идентичности связано с повышением профессионализма. События последних лет убедительно свидетельствуют, что одним из решающих факторов успешного выполнения задач, стоящих перед МВД, является подготовка и моральный дух сотрудников. Именно человек стоит в центре реформирования правоохранительной системы, одним из направлений которого является нравственное и духовное совершенствование профессионалов системы МВД. Таким образом, исследование процесса про-
институт социализации оказывает специфическое воздействие на становление личности.
Итак, социализация реализуется как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности1; выступает как непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого новичок избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой2. Следовательно, расширение социальной сферы происходит через деятельность и общение, а.также самосознание, т.к. любое новообразование, для того чтобы быть реализовано, должно перейти во внутренний план, стать частью образа “Я”. Развитие самосознания личности реализуется через становление в человеке образа его “Я”. В научной литературе существует множество подходов к структуре “Я” (Бернс Р., Налчаджян A.A., Кон И.С., Мид Дж и др.). Самым основным во всех подходах является понимание личностью себя как определенной целостности и понимание собственной идентичности.
1.1. Основные теоретические подходы в исследовании социальной идентичности
В исследованиях социальной идентичности можно выделить несколько направлений: психоаналитическое (Ватерман А., Марсиа Дж., Эриксон Э.), символический интеракционизм (Кули Ч., Мид Дж., Струккер LLL), теория социальной идентичности (Теджфел А., Тернер Дж.), конструкционистское (Андреева Г.М., Бергер П., Ионии Л.Г., Келли Дж., Лукман Т., Стефаненко Т.Г.).
Проблему идентификации и идентичности традиционно относят к психологическим теориям. Так, Э. Эриксон в своих работах "Детство и общество",
1 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998
2 Шибутани Т. Социальная психология. М.: Изд-во «Прогресс», 1969
"Идентичность: молодость и кризис", "Молодой человек Лютер" и др. дает описание идентичности. Он выделяет:
1) элементы идентичности, в которые входит: чувство личностного тождества и исторической непрерывности; сознательное чувство идентичности;
2) содержание идентичности: конституционные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации, постоянные роли;
3) уровни идентичности.
Э. Эриксон предложил свою теорию развития как процесса последовательного решения возникающих задач социализации, через преодоление личностью определенных кризисов. В соответствие с этой теорией, личность в своем развитии проходит восемь этапов, причем, в зависимости от того, положительная или отрицательная связь (идентичность) со средой сформируется на предыдущей стадии, будет зависеть дальнейшее развитие ребенка, а далее -взрослого человека (придет он к мудрости или к отчаянию)3.
Он определяет идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности. Выделяет в ней:
• развитие идентичности - это одновременная интеграция и дифференциация различных взаимосвязанных элементов (идентификаций), которые для каждого человека образуют определенный гештальт;
• чувство идентичности - это чувство личностного тождества и исторической непрерывности ("Я" в изменяющемся мире);
• сознательное чувство идентичности, которое выражается через восприятие себя и восприятие других, которые признают мое существование ("Я" своими глазами и мое восприятие других).
Причем переживание чувства идентичности усиливается с возрастом. Поэтому, обладать идентичностью - это, значит, ощущать себя и свое бытие неизменным, независимо от происходящих вокруг тебя перемен; прошлое, на-
1 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2002. С. 218 - 235