Ви є тут

Детский дом как институт социализации осиротевших детей

Автор: 
Гулина Лиана Димовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302626
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
/
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Институт детских домов как объект социологического исследования
§1.1. Теоретико-методологические вопросы исследования института
детских домов как социального института.......................12
§ 1.2. Зарождение института детских домов в России..................30
§ 1.3. Особенности становления системы детских домов за рубежом 55
Глава 2. Современное состояние института детских домов в России и его развитие
§2.1. Функционирование системы детских домов в России на
современном этапе.............................................72
§ 2.2. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в детском доме.....................................89
§ 2.3. Основные направления совершенствования управления ,
развитием института детских домов............................119
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Переход к рыночным отношениям российского общества вызвал трансформацию во всех его сферах и оказал неод- ' позначное влияние условия социальной жизни1. Коренные изменения в социально-экономическом положении страны, политике и социальной жизни общества обострили проблему роста числа детей, оставшихся без попечения родителей. Объективная социальная ситуация в стране показывает, что число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не сокращае тся. Основным учреждением, осуществляющим социальную защиту и оказывающим социальную поддержку детям, оставшимся без попечения родителей, является детский дом.
В последние годы сложился стереотип, что детские дома имеют множество проблем, которые отрицательно влияют на воспитание и социализацию их воспитанников. Основными проблемами детских домов считаются: слабая социальная защищенность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях; факты хищения, наживы со стороны сотрудников учреждений; недостаточная материальная обеспеченность детских домов; неквалифицированность кадрового состава. Важно развенчать сложившиеся представления о детских домах, поэтому возникает необходимость более глубокого исследования функциони-рования данного института.
Наблюдается тенденция к реструктуризации (деинституционализации) интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому необходимо глубже исследовать причины реструктуризации, возможные итоги и последствия.
1 Файзуллин Ф.С. Условия социальной жизни населения и их регулирование // Социальное развитие Республики Башкортостан / Пол ред. Ф.С. Файзуллина. Уфа, 2001. С. 36.
15
стоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития. Они включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный инсти- ' тут, и тем самым:
• гарантируют сходное поведение людей;
• согласовывают и направляют в русло их определенные стремления;
• устанавливают способы удовлетворения их потребностей;
• разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни;
• обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и обществе в целом.
Сегодня в современном обществе к социальным институтам относят государство, политические партии и движения, институт семьи, образования, охраны здоровья, материнства и детства, духовного развития, досуга, отдыха, обеспечения безопасности членов общества и т.д1. Чаще всего использование понятия «социальный институт» реализуется в его таком значении, как характеристика всякого рода упорядочения, формализация и стандартизация общественных связей и отношений. Процесс упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений принято называть институционализацией.
Под институционализацией понимается процесс формирования новых
^ I
типов отношений и социальной деятельности, создающих институтов“.
Социолог - исследователь Г. Ленски3 определил ряд ключевых социальных потребностей, которые влияют на создание социальных институтов. Это потребности:
- в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
- в производстве продуктов и услуг:
1 Гулина Л.Д. Роль детских ломов в социализации детей-сирот // Известия Уральского государственного университет;!: Изд-во Урал. гос. унив-та. - Екатеринбург, 2010. № 5. С. 46.
Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1995. С. 230.
3 Обшсствознаннс: учеб. пособие ! но. ред. проф. Ю.Г. Волкова. 2-е изд. М., 200Х. С. 213
16
- в распределении благ (и привилегий);
- в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;
- в поддержании системы неравенства (размещение общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);
- в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).
Ленски Г. распределил эти потребности в иерархической последовательности: от низших потребностей к высшим. Такой подход позволяет заметить, что процесс институционализации имеет свои предпосылки становления, начиная с самых низших социальных потребностей человека, общества, такой как коммуникация, завершая моралью, религией, правом.
Необходимость институционализации может быть вызвана разными причинами социальной реальности. Во-первых, одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность общества. Потребности рассматриваются1 как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
Итак, социальные потребности - потребности особого вида, удовле- . творение которых необходимо для поддержания жизнедеятельности социальной личности, социальной группы или общества в целом. Социальные потребности могут быть жизненно важными для социального субъекта, удовлетворение которых возможно в рамках социального института. Социальные потребности удовлетворяются организационными усилиями членов общества посредством социальных институтов. Удовлетворение потребностей обеспечивает социальную стабильность, неудовлетворение порождает социальные конфликт!»!. Поэтому важно правильно удовлетворять, потребности общества. Такое удовлетворение будет приводить к становлению социальных институтов.
1 См.: Маслоу Л.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер., 2003. - 392 с.