Ви є тут

Малое предпринимательство в России: социальное измерение

Автор: 
Быковский Алексей Владимирович
Тип роботи: 
социальное измерение
Рік: 
2006
Артикул:
192227
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ................................ 3
Глава I. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА............... 11
Глава АСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК
ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ БИЗНЕСА............. 53
Глава III. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА..................... 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................. 131
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ........................... 136
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена политической и социальной ролью малого предпринимательства в жизни современного общества.
Малый бизнес затрагивает политические, социальные и экономические интересы населения и является одним из самых распространенных, жизненно необходимых и важных социально-политических элементов рыночной экономики. Он выступает одним из наиболее емких ресурсов социально-экономических преобразований в стране, важным фактором экономической, социальной и политической стабильности общества. Содействуя экономическому росту, малое предпринимательство формирует социально активного гражданина, обеспечивает подъем жизненного уровня населения, формирует значительный по численности и силе средний класс. За малым предпринимательством - меньшая, чем в других сегментах экономики, стоимость рабочих мест, что учитывается при формировании и реализации государственных социальных программ, направленных на снижение безработицы. Создавая благоприятные условия для развития малых предприятий, государство может рассчитывать на появление большого числа рабочих мест, чем при содействии другим категориям работодателей.
К числу социальных функций малого бизнеса правомерно отнести содействие вовлечению в общественное воспроизводство дополнительных трудовых ресурсов - пенсионеров, инвалидов, несовершеннолетних, многодетных матерей и т.п., которых большинство работодателей не может обеспечить постоянной работой. Малые предприятия лучше приспособлены для организации труда надомников, учащихся, граждан пожилого возраста. Это положение значительно актуализирует проблему, учитывая, что доля последних групп в общей численности населения
13
работников», так как он имеет ряд преимуществ. Он инфляционно устойчивый, прост в определении, сопоставимости с другими предприятиями. Что касается других признаков выделения малых предприятий, то они определяются в зависимости от налогового законодательства государства или от особенностей кредитования со стороны банков.
Понятия «предпринимательство» и «малое предпринимательство» содержат в себе схожие признаки. Однако при всей схожести они не являются синонимами. И если в научной литератур имеется довольно стройная экономическая теория предпринимательства, то экономическая категория «малое предпринимательство» недостаточно изучена и систематизирована.
В литературе предпринято ряд попыток осмысления социальной сущности малого предпринимательства, как важнейшего явления социально-экономической жизни общества и дать его определение.
В настоящее время существует несколько определений понятия «предпринимательство», отражающие взгляды представителей различных школ. В контексте нашего исследования нас больше интересует социальная составляющая в определении предпринимательства, в том числе и малого. С.Д. Ползиков характеризует предпринимательство как комплексный социокультурный феномен, как «особый вид человеческой деятельности, складывающийся под воздействием целостной системы социокультурных факторов, который направлен на достижение общественно значимых целей, воплощение новых форм и способов хозяйствования, посредством творческой энергии и созидательных усилий индивидов, социальных субъектов»1. П.Д. Половинкин и В.Е. Савченко полагают, что «это система хозяйствования, при которой главным субъектом является предприниматель, как движущая сила и посредник,
1 Ползиков С.Д. Пути развития современного предпринимательства. - М., 1993. - С. 82.
14
который рационально соединяет ресурсы (вещественные и личные факторы производства), организует и управляет процессом воспроизводства на инновационной основе, хозяйственном риске, экономической ответственности за конечные результаты с целью получения предпринимательского дохода»1. В.М. Яковлев считает, что «малое предпринимательство - это системообразующий элемент процесса становления рыночной экономики»2. Американские экономисты Д. Речмен, М. Мескон и др. определяют термин «малое предприятие» как «фирму, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своей отрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числу занятых и реализации объемов производства»3.
Каждое из имеющихся определений и характеристик малого бизнеса несет в себе как общие черты, так и особенности этого важного социально-экономического явления. Однако следует признать, что пока нет четкого разграничения понятий малый бизнес, малое предпринимательство, малое предприятие. Нет универсального и общепризнанного определения малого предпринимательства, отражающего современное социально-экономическое содержание этого понятия.
Между тем, понимание социальной сущности и значения малого предпринимательства, его роли и места в жизни общества способствует правильному определению целей государственной политики по отношению к этому важнейшему сектору экономики. Оно содержит в себе, по меньшей мере, три важнейших аспекта: как социально-экономическая категория; специфическая форма хозяйствования; особый тип экономического поведения. Как социально-экономическая категория малое
1 Половинкип П.Д. Савченко В.Е. Экономическая сущность и содержание предпринимательства - СПб., 1995.-С. 19.
2 Яковлев В.М’ Малое предпринимательство в России: проблемы переходного периода. -М., 1994.-С. 5-16.
3 Современный бизнес. В 2 т. Т. 1 / Пер. с англ. / Д.Дж. Речмен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви, Дж.В. Тилл. - М.: Республика, 1995. - С. 100.