Содержание
Введение 4
1. Теоретические основы изучения взаимодействия государства, общества и человека в социальной политике 22
1.1. Социологический анализ теоретических подходов к социальной политике 22
1.2. Взаимодействие государства, общества и человека в процессах социальной политики 57
2. Специфика функций государства и общества в социальной политике 84
2.1. Социальное государство сегодня: кризис идеи и противоречия практики развитых социальных государств 88
2.2. Роль социального страхования в реализации социальной политики 121
2.3. Роль «третьего сектора» и гражданских инициатив в социальной политике: развитие механизмов самоорганизации 155
3. Ориентиры социальной политики: развитие человека как приоритетная цель 195
3.1. Человек как объект и клиент социальной политики: возможности интеграции и нормализационного подхода 197
3.2. Человек как субъект социальной политики: соотношение прав и обязанностей 228
3.3. Разработка показателей (индикаторов) социального развития человека и возможности их использования для измерения эффективности социальной политики 256
4. Становление социальной работы как механизма реализации социальной политики в современной России 281
4.1. Особешюсти и противоречия взаимодействий государства, общества и человека 281
4.2. Направления институционального развития социальной работы 319
4.3. Использование показателей социального развития для повышения эффективности социальной политики в РФ 372
Заключение 393
Список использованных источников и литерату ры 401
Приложения: 425
Приложение 1. Параметры ВВП, характеризующие развитие человеческого потенциала 425
Приложение 2. Рейтинг стран по ИРЧП за 2002 год. 427
Приложение 3. Первые 20 стран с наиболее высоким уровнем ИРЧП 428
Приложение 4. Отчет по пилотному проекту «Изменение статуса пожилых людей, понесших утрату близких, и проблемы их социально-психологической реабилитации и адаптации» 429
Приложение 5 Оценка способности к самообслуживанию пожилых людей и ее значение для развития социального обслуживания на дому. 453
♦
44
решены только через активное участие людей во взаимодействиях государства, экономики и гражданского общества и должны рассматриваться, как критерии эффективности социальной политики, реализующей национальные и общечеловеческие интересы, а не приоритеты социальных ведомств или отдельных групп.
Хотя многие современные авторы продолжают подчеркивать роль государства в социальной политике, важность задачи взаимодействия и согласования интересов все более признается. Близкий подход находим у А. « Стребкова: «Государственную социальную политику можно представить как баланс сил, как степень согласия по текущим и перспективным решениям, программам социального устройства и переустройства. В соответствии с этим можно обозначить круг проблем теории социальной политики. К ним относятся:
- социальные условия жизни различных групп, структура социальных условий, границы минимальных и максимальных условий жизни, проблемы человеческих потребностей и структуры условий жизни;
- социальная стратификация общества, ее признаки, ресурсное состояние групп и классов, динамики социально-классовых структур;
- государства в изменении отношений социальных классов к условиям своей жизни или социально-экономическому положению, правовая оформленность этих отношений, проблемы форм собственности35.
Для данного автора характерно подчеркивание роли государства в социальной политике, что для российского обществоведения почти общепринято. В то же время в последние годы начинает складываться подходы, которые акцентируют наличие множества субъектов социальной политики в современном государстве, в частности, роль обязательного социального
35 Стребков А. Задачи и состояние теории государственной социальной политики. // Школа гуманитарных наук. 1997. №2. С. 62
¥
страхования, которое является по своей сути чисто экономическим механизмом социальной политики; роль различных общественных объединений и организаций, которые, в соответствии с традициями западной социологии, называются «третьим сектором» или «гражданским обществом». Так, недавно вышедший фундаментальный словарь «Социальная политика, уровень и качество жизни» определяет социальную политику как «деятельность государства и институтов гражданского общества, направленную на управление социальным развитием, умножение и распределение материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня и качества жизни всех слоев населения, каждого человека. Социальная политика направлена на разрешение противоречий между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими интересами различных его социальных слоев» 6.
Характер механизмов социальной политики, степень вмешательства государства и экономических отношений в жизнь общества варьируется в различных странах, что определяется историей социальных институтов, традиционной культурой, действующим политическим режимом и т.д. Поэтому могут быть естественные различия в определении самого понятия социальной политики, ее субъектов, объектов, целей. Так, английский специалист Р. Баркер, автор «Словаря социальной работы» считает, что «социальная политика -деятельность и принцип общества, формирующие способ, при помощи которого оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учреждениями. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и ценностей общества и в большей степени определяют распределение ресурсов и уровень благосостояния его людей. Социальная политика включает планы и программы в сфере образования,
36 Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. - М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001. С. 197.
- Київ+380960830922