ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................3
Глава I. Проблемы социально-профессиональной
адаптации молодежи в современных условиях............11
1.1. Свободная интеграция в сферу труда
как высший уровень адаптированности.......................11
1.2. Роль институтов социализации в формировании адаптационного потенциала молодежи........................30
Глава II. Социальные проблемы реализации
профессионального потенциала молодежи................61
2.1. Типология поведенческих стратегий молодежи
в сфере трудовой деятельности.............................61
2.2. Социальные проблемы реализации
профессионального потенциала выпускников вузов............92
Заключение...................................................106
Библиографический список.....................................112
Приложения...................................................123
Введение
В условиях государственного регулирования социального и экономического поведения социального субъекта интеграция человека в сферу труда ранее не рассматривалась как фундаментальная социальная проблема, так как государственная нормативная система фиксировала определенность социально-экономической сферы и не допускала широкой вариативности индивидуального поведения в сфере трудовых отношений. Система нормативной регламентации как практической, так и духовной жизни человека создавала условия, в которых подавляющее большинство населения предпочитало придерживаться конформной стратегии поведения. Данная социальная стратегия и базирующиеся на ней частные стратегии поведения, потеряв внешнюю поддержку в виде соответствующих уравнительных патерналистских институтов, в настоящее время не обеспечивают необходимого уровня социальной адаптивности и профессиональной конкурентоспособности. Наряду с радикальными изменениями условий осуществления профессиональной деятельности это определяет проблемный характер интеграции человека в сферу труда.
Проблему интеграции молодежи в сферу трудовой деятельности необходимо рассматривать в контексте радикальных преобразований общественного развития, происходящих в России. В оценке социальных перемен возможно определение этих изменений в качестве социокультурной модернизации, одним из аспектов которой является изменение взаимоотношений человека и общества, когда он перестает быть объектом воздействия со стороны социальных институтов и становится субъектом социальных процессов. Переход от положения
Многие страны, следующие курсом рыночных реформ, сталкиваются с ростом вынужденной незанятости населения, серьезными изменениями в структуре профессий, снижением ценности и престижности профессионального образования. Как подчеркивается в докладе Делора “Экономический рост, конкурентоспособность и занятость^ 993)2, безработица стала одной из ключевых проблем, стоящих перед сегодняшней Европой. Учитывая это, лидеры ЕС поддержали программу, предусматривающую ряд стратегий для решения этой проблемы, в числе которых как экономические меры (создание новых рабочих мест, освоение новых сфер занятости), так и меры по эффективной профессиональной подготовке. В рамках современного типа занятости отмечаются несколько различных моделей. В частности, модель занятости “экономики сферы услуг” (США, Великобритания, Канада), “инфо-индустриальная модель” (Япония, Германия), модель занятости Франции (синтез черт первой и второй моделей), модель занятости Италии (25 % самозанятое население), модель занятости России. Несмотря на существенные различия этих программ, на наш взгляд, одной из основных проблем государства с развитой рыночной экономикой становится поиск рационального соотношения между материальной поддержкой, чисто экономическими мерами, регулирующими занятость населения и созданием условий, способствующих формированию у каждого человека “чувства ответственности за собственное будущее”3.
Анализ международного опыта реализации социальных программ по интеграции молодежи в сферу труда и занятости показывает, что государственная социальная политика может иметь в основе две модели. Неоконсервативная модель, широко используемая в США, предусматривает помощь лишь отдельным, наименее социально защищенным категориям молодежи. Социал-демократическая модель, характерная для
2 Уильямс К О классовом характере безработицы и путях ее снижения // Социол. исслед. № 5.1997. С. 67-75.
3 Розанваллон П. Проблема социальной интеграции У/ Новый социальный вопрос. М., 1997. С.21
стран Европы, исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в общество, и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. Элементы этой модели находят отражение в опыте России по реализации молодежной политики. Основные принципы социальной работы с молодежью в рамках данной модели можно сформулировать как помощь, а не вмешательство, предотвращение, а не реагирование, партнерство, а не опекунство. Предупреждение, предвидение, профилактика факторов, вызывающих безработицу среди молодежи, а не борьба с ее последствиями -таким должен быть, на наш взгляд, основной принцип разработки молодежных социальных программ.
В настоящее время проблема молодежной безработицы становится одной из наиболее актуальных, что нашло отражение в многочисленных исследованиях и публикациях. Приоритетным направлением в формировании молодежной социальной политики в области занятости многие исследователи считают регулирование экономических факторов. “Формирование качественно новых рабочих мест, адекватных требованиям человека и общества, является начальной и конечной точкой социальных программ развития общества”4. Другие ученые акцентируют свое внимание на приведении в соответствие профессиональной подготовки молодежи и потребностей рынка труда, на совершенствование системы профессионального образования и профессиональной ориентации, организации страхования от безработицы5. Однако вопросы регулирования занятости в новых условиях требуют, на наш взгляд, комплексного подхода. Такой подход должен учитывать как экономические, так и социальные особенности включения молодежи в рыночные отношения и рассматривать этот процесс в контексте интеграции молодежи в новое социокультурное пространство.
4 Золотова И., Зуев А. Молодежь на рынке труда // Социол. исслед. 1994. № 7. С. 34.
6 Астафьев Я.У. Социальные факторы трудового самоопределения молодежи. М., 1992 С. 38-768; Чупров В.И., Черныш М.Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи. М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1993; Чепляев В.Л. О создании системы профессиональной ориентации и поддержки безработных и незанятого населения. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 1996. С. 31-34.
- Київ+380960830922





