Ви є тут

Институционализация социальной политики в субъектах Российской Федерации

Автор: 
Дурова Людмила Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000278857
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИ ГИКИ 14
м. Социальные институты в современном обществе 14
1.2. Сущность социальной политики 36
1.3. Процесс формирования законодательной базы социальной политики в субъектах Российской Федерации 56
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ 1ЮЛИТИКИ 84
2.1. Модель социальной политики в Самарской области 84
2.2. Взаимодействие органов управления Самарской области в процессе реализации социальной политики 107
Заключение 129
Список использованных материалов и литературы 135
Приложение
146
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальная политика относится в настоящее время к числу основных направлений деятельности органов государственной власти и местною
самоуправления. Это вызвано как внедрением рыночных
механизмов, сокращением сферы государственного регулирования в хозяйственной деятельности, что обусловливает перераспределение фокуса внимания властных структур, гак и обострением социально-экономической ситуации на всей территории Российской Федерации, требующим принятия ряда неотложных, иногда экстренных, мер для обеспечения минимальных стандартов
жизнедеятельности и предупреждения социальной напряженности. Выход из кризиса, позитивное социально-экономическое развитие также невозможны без эффективной социальной политики.
Особенно важную роль социальная политика играет на уровне субъектов Федерации. Это тот организационно-управленческий уровень, который сочетает в себе государственно-обобщающее и конкретно-региональное начало. Специфические условия той или иной территории, ее ресурсная база, культурно-исторические традиции, особенности менталитета ее населения - все это факторы, воздействующие на формирование идеологии социальной политики, разработку^ ее нормативных основ и реализацию ее практических мероприятии. Упорядоченная совокупность конкретных краткосрочных и долговременных процессов и тенденций, основанных на единой идеологии и воплощающей определенный подход, обусловливает появление той или иной региональной модели социальной политики.
14
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ К ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Социальные институты разного уровня и степени распространенности широко и универсально входят в жизнь современного общества, определяя и регулируя те или иные ее стороны. Однако само понятие социального института, совокупность процессов, приводящих к становлению, развитию или распаду социального института, институциональная сущность ряда феноменов действительности, которые являются или становятся социальными институтами - все это вопросы выступают предметом достаточно длительных и серьезных дискуссий в социальных науках. К числу таких явлений, институциональный характер которых нуждается в доказательстве, относится феномен социальной политики.
1.1. Социальные институты в современном обществе
Для современной западной социологии подход к анализу социальных институтов модернизированного общества был облегчен тем, что в законодательстве разных стран, начиная со Средних веков, использовался термин «институции» (в переводе с латыни -«установления»), что означало в одно и то же время законодательные нормы, регулирующие различные стороны жизнедеятельности индивидов, и органы, отвечающие за исполнение этих норм1. Соответственно трансформация этих юридических установлений в социальные образования происходила внутренне непротиворечиво и анализ их в социальной науке несет на себе печать этого традиционного происхождения.
’ См., например. обзор современного итальянского законодательства по социальным «опросам: Российский журнал социальной работы. 1999. К? 9- 10
15
Рассмотрение вопроса о сущности социальных институтов можно начать с обращения к классической социологии. Анализу социальных институтов уделяется значительное внимание в работе
Э.Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893). Французский исследователь изучает процесс дифференциации в обществе. который идет параллельно с утратой традиционных регуляторов поведения и нарастанием индивидуализма. Организации регулярно-го и упорядоченного сосуществования дифференцированных индивидов служит заключение договоров, контрактов между индивидами и группами. Однако эти договора заключаются в социальном контексте, определяемом институтами, которые не зависят от данных индивидов. «Общество органической дифференциации не могло бы сохраняться, если бы вне или сверх господства договора не существовали императивы и запреты, коллективные ценности и объекты поклонения, привязывающие личность к социальному целому»2. Таким образом, Дюркгейм отмечает значимость институтов-норм, которые продолжают играть важную роль в рщулировании человеческой деятельности несмотря на переход от общества традиций к обществу контракта, и служат механизмами, создающими связь .между индивидом и обществом.
В книге «Самоубийство» (1897) Дюркгейм еще раз подчеркивает роль нормативных институтов и вводит понятие «аномия» для обозначения того состояния, когда нормы перестают играть свою институциональную регулирующую роль.
М Вебер изучал становление и сущность различных институтов и их влияние на функционирование общества. Например, институт профессий, формирующийся в современном виде на заре Нового
' Арон Р Этапы развития социоаосической мысли. - М.. 1993. С. 326.