Ви є тут

Социализация учащихся: функциональное содержание и диагностика

Автор: 
Кириллова Антонина Игоревна
Тип роботи: 
функциональное содержание и диагностика
Рік: 
2005
Артикул:
192558
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................... 2
* Глава 1. Социализация учащихся: уточнение и интерпретация
понятия.......................................................... 25
1.1. Социализация и девиация: методологический анализ сущности разнонаправленных процессов....................... 25
1.2. Функциональное содержание социализации учащихся .... 69
Глава 2. Методолого-методическне основы днагностики уровня социализированности учащихся............................... 89
2.1. Анализ методологических подходов к пониманию социализированности........................................ 89
2.2. Методика измерения уровня социализированности
учащихся......................................................... 99
Глава 3. Результаты апробации методики измерения уровня
^ социализированности учащихся (на примере студентов)............... 121
3.1. Факторы социализированности студентов............... 121
3.2. Социальные портреты групп студентов с разным уровнем
социализированности............................................... 145
Заключение........................................................ 160
Библиография...................................................... 168
Приложение 1. Региональная социологическая служба в образовании:
модель и возможные проблемы институционализации................... 192
Приложение 2. Иллюстрация возможностей методики на примере 11-
классников........................................................ 223
Приложение 3. Таблицы............................................. 224
Приложение 4. Словарь уточненных в диссертации терминов........... 253
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Практическая актуальность исследования социализации учащихся обусловлена наблюдаемым в российском обществе ростом девиантных и делинквентных тенденций, особенно в среде молодежи: ростом и омоложением преступности, изменением мотивов преступлений, сдвигом их причинности в сторону распада системы прежде всего моральных ценностей, когда Fia первое место выходят корысть, жажда легкой наживы, увеличением «случайных» преступлений, совершаемых подростками в состоянии аффекта, под действием психоактивных веществ; ростом числа подростков, ведущих асоциальный образ жизни (не учатся и не работают, бродяжничество). Причиной роста девиантных и делинквентных тенденций, их источником, как отмечают исследователи, «становится не маргинальная среда, а нормальные семьи, в которых накопились взаимные претензии, раздражение и неприязнь» [90, с. 103]. Исследователи социализации учащихся делают вывод, что «проблемы социализации школьной молодежи приобрели острый характер» [103, с.63]. Однако нормальное, здоровое поведение и характеристики обычной, нормальной молодежи и подростков изучается гораздо реже, чем представителей девиантных групп [99, с.23[. Вместе с тем, изучение именно «нормальных» подростков и молодых людей заслуживают самого пристального и первоочередного внимания. И потому, что они, а не маргинализоваршая молодежь, составят в будущем основу государственного существования, и потому, что старшеклассники и студенты вузов — основной резерв научной и технической элиты страны. Практическая актуальность исследования социализации учащихся подтверждается государственным заказом к образованию, который сформулирован в правительственной Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где ставятся задачи формирования у школьников «граждарюкой ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
педагогики, правоведения, социальной философии и отраслевых социологических дисциплин в исследованиях процессов социализации и девиации и их результатов. Теоретические положения исследования могут быть использованы в процессе преподавания в вузах таких дисциплин, как «Социология образования», «Социология молодежи», «Социология личности», «Теория и практика исследования социализации».
Разработанные теоретические и методические основы оценки уровня социализированное™ позволяют проводить диагностику и мониторинг процесса социализации учащихся, в том числе для нужд конкретных субъектов системы образования. Можно увидеть результаты педагогических усилий в этой области. Полученная методика может быть использована любыми специалистами и службами, интересующимися ходом процесса социализации у учащихся (педагогами, социологами, психологами, методистами). Она применима для осуществления социальной диагностики состояния социализации учащихся в регионе и обществе в целом, выявления проблемных групп учащихся и причин их отклонения в сторону девиантных тенденций, а также путей оптимизации процесса социализации учащихся. Даны рекомендации по проведению социологической диагностики и мониторинга процесса социализации учащихся для нужд системы образования.
Апробация работы. Положения и выводы диссертационного исследования были доложены на:
1. Международной научно-практической конференции «Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России», г. Новосибирск, НГПУ, 18-19 марта 2004 г.
2. Международной научно-практической конференции «Социализация молодежи в условиях развития современного образования», г. Новосибирск, НГПУ, 8-9 апреля 2004 г.
23
3. Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых»,
^ г. Новосибирск, ИЭиОПП СО РАН, 9-11 ноября 2004 г.
4. Международной научно-практической конференции «Поликультурное образование: проблемы социо-кросс-культурной интеграции», г. Новосибирск, НГПУ, 18-19 ноября 2004 г.
5. Международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм как фактор развития современного образования», г. Новосибирск, НГПУ, 17-18 марта, 2005 г.
6. Всероссийской научно-практической конференции (Борисовских чтениях) «Образование — фактор духовного и социального развития общества», г. Новосибирск, НГПУ, 6-8 мая 2005 г.
По теме диссертации опубликовано 12 работ общим объемом 19,01 п.л.
*•
Ф
24