2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования правовой
социализации студенчества.................................. 14
1.1. Адаптивность правовой социализации в концепции структурной интеграции молодежи......................... 16
1.2. Теория ювентизации об особенностях социальной интеграции студенчества............................................ 34
Глава 2. Специфика правовой социализации в техническом вузе
как модели социальной интеграции студенчества.............. 53
2.1. Нормативно-правовая обусловленность социальной интеграции студенчества............................................ 55
2.2. Интеграционный потенциал правовой социализации
и социальная дифференциация студенчества технического вуза 70 Глава 3. Идентификационные основания правовой социализации
студенчества технических вузов............................. 87
3.1. Самоидентичность и правовая социализация студенчества 88
3.2. Потенциал права в социальных стратегиях студентов......... 105
Заключение......................................................... 125
Литература......................................................... 129
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Стабильность и безопасность российского общества сопряжены с новым правовым порядком, легитимацией конституционных норм, прав и обязанностей граждан, правовой культурой различных социальных групп и слоев. Институционально-правовые свободы оказывают позитивное влияние на социальное самочувствие основных групп населения. Ушли в прошлое ограничения по профессиональному и территориальному критериям, расширилась свобода социального и профессионального выбора, реальностью стала свобода передвижения. Выросло поколение молодых людей, которые признают права личности неотъемлемой частью образа жизни и жизненных стратегий. Порядок в позициях граждан ассоциируется с правозаконностью: отрицательно относясь к повышению уровня преступности, коррумпированности государственного аппарата и неравному доступу к ресурсам права, граждане выступают за «наведение порядка» именно правовыми способами, использование репрессивного и рести-тутивного потенциала права.
Правовое сознание и правовое поведение зависят от правовой социализации личности, основных норм, ценностей в структуре личности, ее приспособления к правовому порядку. Молодежь, как социокультурная группа, интегрируется в структуры, воспроизводит и обновляет общественные отношения. Правовая социализация молодежи определяет перспективы правового порядка: деструктивные (возвращение к неправовому обществу, повторение современного кризисного состояния) или эффективные (движение к правовому порядку, правовому государству). Дезинтеграция, дистанцирование молодежи блокирует достижение социальной зрелости, способствует предпочтению неправовых, нелегитимных практик. «Несовершенство правовых механизмов, бесполезность и зависимость суда, коррумпированность правоохранительных органов, политически ангажированные СМИ фактически ли-
5. Самоидентификация студенчества осуществляется разными способами: простое воспроизводство социального опыта предшествующих поколений, преемственность позитивных традиций, отключение практических, неэффективных регуляторов или отрицание девиантной инновации, что приводит к дифференциации интеграционных механизмов, селективному отношению к правовой социализации. Самоидентификация «такой как все» предполагает ситуативный подход к праву, воспроизводит «нестабильное» правосознание, правовой ритуализм и содержит риск «замещения права», ограничивает правовую социализацию профессиональным самоудостоверением, «сдачей экзамена», социальной карьерой, отличной от профессиональной, или расширяет возможности восходящей социальной мобильности, что является аттрактивным фактором правовой социализации.
6. Жизненные стратегии студентов технических вузов ориентированы на легитимность правовой социализации, ситуативное использование правовых ресурсов для усиления адаптивного и мобилизационного ресурсов. При этом сторонники традиционной (инженерной) стратегии выделяют организационную, регулятивно-контрольную функции правовой социализации, сторонники «перемены профессии» заинтересованы в ее реститутивном позиционировании, «неопределившиеся» уверены, что правовая социализация бесполезна и подчеркивают принудительность правового образования, как «отнимающего время» и бесполезного для жизненной карьеры. Индивидуализация жизненных стратегий снижает возможности правовой социализации в качестве механизма защиты социальных прав и обязательств, так как в отличие от профессионального кода и «негативной солидарности» правовая социализация не способствует воспроизводству коллективной идентичности, что вызывает необходимость в использовании «рассеянного» влияния на жизненные стратегии студенчества.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется теоретическим и прикладным значением результатов диссертационной работы в формировании и реализации конкретных программ
13
молодежной политики, направленных на социальную интеграцию молодых специалистов инженерно-технического профиля.
Материалы диссертации могут быть использованы при чтении общих курсов по социологии и социологии права, а также при проведении спецкурсов по социологии молодежи и социологии образования и подготовке методических пособий для преподавания правовых дисциплин.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены автором на Международных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы правоприменительной и правоохранительной деятельности в современных условиях» (г. Новочеркасск, 28 марта 2003), «Социальный порядок, толерантность и право» (г. Краснодар, 29-31 мая 2003), «Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму» (г. Ростов н/Д, 2003); а так же на семинарах аспирантов и соискателей кафедры социологии и психологии.
По теме диссертации опубликовано 6 работ, объемом 8,9 п.л., в их числе монография, статья в журнале «Научная мысль Кавказа», внесенном в Перечень ведущих. 67 % работ выполнены автором единолично, остальные -в нераздельном соавторстве.
Структура диссертации включает три главы по два параграфа в каждой, заключение и список литературы, состоящий из 189 источников. В 10 таблицах, 9 диаграммах представлены результаты обработки социологической информации. Общий объем текста диссертации составляет 139 машинописных страниц.
ч
- Київ+380960830922