Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико - методологический анализ
социализации учащихся в условиях
неопределенности внешнего окружения
§ 1.Процесс социализации в условиях деятельности базовых социальных институтов
§ 2.Анализ влияния инноваций в процессе образования
Глава 2. Исследование воздействия инновационных программ на процесс социализации учащихся в общеобразовательной школе.
§ 1. Концепция внедрения инновационных проектных форм в средней общеобразовательной школе г. Москвы
§ 2. Особенности освоения социальных ролей педагогами средних школ г. Москвы
§ 3. Исследование восприятия учащимися средних школ новых технологий в образовании Заключение
Библиографический список использованной
литературы
Приложения
-3-
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования
Необходимым условием существования и функционирования современного общества является деятельность социальных институтов. Особое значение придается деятельности базовых социальных институтов, контролирующих жизненно важные направления общественной деятельности социума. Успешное достижение основных институциональных целей базовых социальных институтов современного общества во многом зависит от степени освоения и принятия различных сторон их деятельности представителями основных социальных групп современного общества.
Институт образования является одним из основных институтов общества, на котором строится система жизнедеятельности современной России. Одной из особенностей социального института образования является то обстоятельство, что практически все социальные группы, их статус и позиционирование в социальной структуре общества, зависят от качества обучения членов социальных групп. Успешное функционирование института образования современного общества во многом зависит от того, насколько он соответствует постоянно меняющимся запросам в процессе образования России. Это означает, что институт образования должен подвергаться модернизации для соответствия инновационным запросам окружающей социальной среды.
Следует отметить, что полноценная модернизация структурных элементов института образования возможна лишь в случае успешной социализации членов социального института образования в отношении изменившихся условий его функционирования. Опыт деятельности института образования показывает, важность того, чтобы учащиеся и преподаватели освоили и приняли нормы и ценности в новых условиях обучения. Неудачная социализация приводит к серьезным сбоям в процессе обучения учащихся средних школ, недовольству со стороны
- 13-
социализации, что этот феномен стал у него классовообразуюшим признаком. Так, в работе «Элементы устройства общества» Ф.Т. Гиддингс выделяет 4 типа социальных классов в обществе, в связи с неравной способностью людей приспосабливаться к жизни:
1) Социальный класс. Состоит из людей, активно защищающих и улучшающих существующее общественное устройство. Эти люди успешно прошли оба этапа социализации и полностью интегрировались в систему социальных институтов общества.
2) «Не-социальный класс». Люди, тяготеющие к узкому индивидуализму, который приводит к равнодушию к общественной жизни. Очень часто такие люди проходят только первый этап социализации. Интеграции в систему социшшных институтов проходит только на основе конформизма.
3) Псевдосоциальный класс. В данный класс входят бедняки и люмпены, которые стремятся жить за счет общества. Социализация индивидов в этом случае проходит только на уровне принуждения и не является устойчивой.
4) Антисоциальный класс. В этот класс входят люди ненавидящие общество и институты общества, преступники. В случае антисоциального класса социализация происходит на основе приспособления к нормам и ценностям контркультуры. Общество должно бороться с таким видом социашзации.
В дальнейшем вопросы социализации неоднократно поднимались в работах видных ученых в области социальной психологии и психологии.
В результате их разработок были выделены два подхода субъект -объектный и субъект - субъектный. Представителями первого подхода являются Э.Дюргкгейм и Т.Парсонс. Этот подход построен на принципе приоритета общества или социальной группы по отношению к индивидам. В частности в своей теории структурно-функционального анализа Т. Парсонс полагает, что основой социашзации индивида
- 14-
является стимулирующее воздействие группы, которая формирует у этого индивида мотивационные и ценностные ориентации. В соответствие с этими ориентациями каждый член социальной группы выстраивает свои поведенческие образцы и, тем самым, интегрируется в группу. Очевидно, что собственные стремления индивида, его воля и система предпочтений выглядит вторичной по отношению к влиянию социальной общности.
Основоположниками второго подхода, называемого субъект-субъектным, несомненно, являются американские социологи Ч. Кули и Джордж Герберт Мид. Субъект-су бъектный подход к проблеме социализации основан на интеракциях индивида в социальной среде. Символические и реальные взаимодействия постепенно создают модель поведения индивида в социальной среде. Очевидно, что такой подход совершенно не учитывает условия управления процессом социализации, мало внимания уделяется влиянию организованных форм внешнего окружения на социализацию членов социальных групп. В связи с этим, в данном диссертационном исследовании мы, в основном, будем
использовать подход Т. Парсонса. Однако, в некоторых случаях, мы будем опираться на социализацию, осуществляемую через
взаимодействие индивидов.
Концепцией развития личности и природой социализации еще в начале прошлого века занимались великие отечественные ученые, работающие в области психологии и педагогики П.П.Блонский,
JI.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.Ф.Обухова, Д.Б.Эльконин.
Об «отношении с окружающей средой» говорил A.C..Макаренко.
В 60-70 годы отмечены новым активным всплеском вокруг анализа проблемы социализации личности. Этот всплеск в отечественной философии, социологии и социальной психологии, хорошо освещен в трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, II.В. Андреенковой,
Б.Ф.Парыгина и др. Следующий этап - это работы ученых в 80- 90 х. годов Н.Ф.Головановой, И.С. Кона, A.B. Мудрика, В.А. Петровского,
- Київ+380960830922