Ви є тут

Процесс социальной реабилитации детей-инвалидов: социологический анализ

Автор: 
Шлогова Екатерина Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000332134
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................3
Глава 1 .Теоретико-методологические основы исследования 17
1.1. Дети-инвалиды в социальной структуре современного Российского общества..........................................17
1.2. Сущность и содержание реабилитации как социального процесса......................................................42
Глава 2. Функционирование института социальной реабилитации детей-инвалидов ...........................................79
2.1. Специфика социальной реабилитации детей-инвалидов 79
2.2. Моделирование социально-реабилитационных программ....! 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................142
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................146
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................... 157
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Наметившийся во веем мире мощный процесс гуманизации общественных отношений определяет новую направленность социального отношения к людям с ограниченными возможностями, в том числе к детям. Создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, его воспитания, обучения, социальной реабилитации, адаптации и интеграции относится к числу важнейших социальных задач во всех развитых странах. Вместе е тем, очевидной остается проблема социального исключения детей-инвалидов, как специфического элемента социальной структуры общества, приобретая особое содержание в России в условиях экономического кризиса, дезинтеграции социальных институтов и социальных систем. Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны, ростом числа детей-инвалидов, а с другой - неудовлетворительным функционированием системы их социальной поддержки.
В России, как и во всем мире, число детей-инвалидов продолжает расти.1 Продолжающееся ухудшение экологической обстановки, уменьшение медико-социальных возможностей российского общества позволяет предположить, что тенденция к росту детской инвалидности сохранится и в ближайшие годы.
Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в число важнейших направлений государственной политики как в России, так и в других странах мира проблему предупреждения детской инвалидности, создания системы эффективной социальной реабилитации детей-инвалидов.
Комплекс своевременных последовательных действий позволяет не только восстановить ряд нарушенных физиологических или психических функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотво-
1 Доклад о положении детей в РФ. 2000. - М., 2000. - с. 92.
15
ответствии с требованиями демократического развития общества, международными обязательствами нашего государства. Социальная реабилитация детей-инвалидов представляет собой процесс восстановления основных социальных функций личности, направленный на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду с учетом его психофизических возможностей;
• модель социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями носит интегрированный характер, позволяющий наиболее полно влиять на раскрытие внутреннего потенциала личности ребенка с ограниченными возможностями. Поиск эффективных способов социальной реабилитации ребенка неизбежно связан с необходимостью раскрытия и полноценного использования внутреннего потенциала его социума в целом, и, конечно, семьи. Реальным механизмом осуществления такого подхода является согласованное взаимодействие всех социальных институтов общества, создание межведомственных служб, обеспеченных профессионально подготовленными кадрами.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Данное диссертационное исследование имеет теоретическое значение для развития новых в отечественной социальной науке направлений - социологии социальной сферы, теории социальных институтов и процессов, теории социальной работы, медицинской социологии. Полученные результаты использованы при конструировании специальных реабилитационных моделей в работе Центра адаптации и реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями «Аистенок» в городе Чехове Московской области. Материалы диссертации могут быть рекомендованы кафедрам гуманитарных дисциплин вузов для включения их в учебные программы.
Апробация диссертации. Результаты социологических исследований, проведенных автором, и выдвинутые им предложения докладывались на методических региональных совещаниях, на научно-практических конференциях «Социальная работа с детьми девиантного
16
поведения» (г. Пушкино, март 1997 год), «Молодежь на грани веков» (март 1999 года), на заседаниях кафедр социологии и социальной работы и медико-психологической реабилитологии Социально-технологического института Московского государственного университета сервиса. Написаны две главы в учебное пособие «Основы социально-медицинской работы». Материалы диссертации послужили методической основой при создании Центра адаптации и реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями «Аистенок» в городе Чехове Московской области. Основное содержание диссертации отражено в пяти публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.