2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования становления предпринимательского слоя в российском обществе.........................14
1.1. 11редпринимательский слой как предмет социоструктурного
анализа ............................................................... 14
1.2. Типологизация современного российского предпринимательского
слоя...................................................................36
1.3. Анализ становления российского предпринимательского слоя
в рамках цивилизационного подхода.......................................53
Глава 2. Факторы становления предпринимательского слоя в современном российском обществе ......................................74
2.1. Макросоциальные факторы становления российского предпринимательского слоя ..............................................74
2.2. Факторы легитимации социоструктурного статуса российского предпринимательского слоя ..............................................93
2.3. Аксиологические факторы становления предпринимательского
слоя в современной России..............................................109
Заключение............................................................125
Список использованной литературы.......................................128
Приложения............................................................146
3
Введение
Актуальность темы исследования. На новом этапе развития научного знания, когда традиционные культурные ценности и нормы, национальные особенности сознания и поведения людей признаются важным фактором общественного прогресса, обеспечивающим его стабильность и непрерывность, изучение специфики становления предпринимательского слоя в современном российском обществе приобретает особую актуальность. В первую очередь, это связано с проблемой поиска адекватной стратегии становления развитого предпринимательского слоя в условиях трансформирующегося социума.
Появление в современном российском обществе слоя предпринимателей стало одним из наиболее значимых итогов социальных трансформаций, поскольку означало становление интернальной страты российского социума, специфицирующим предметом деятельности которой выступает частный капитал. На данном этапе трансформации постсоветской России проблема становления предпринимательского слоя требует особого внимания, поскольку предпринимательство, как наиболее ингернальная страта социума, является потенциалом нации, субъектом социально-экономических и социокультурных преобразований. Однако в современном российском обществе процесс становления данной общности значительно деформирован: особенности сознания и социального поведения современных российских предпринимателей - низкий уровень деловой культуры и правосознания, отсутствие консолидации, преобладание асоциальных установок - заставляют констатировать характер процесса становления данного слоя как социально-деградационный.
Рост негативных тенденций в становлении предпринимательского слоя современной России актуализирует поиск факторов, воздействующих на исследуемый процесс, при этом особое внимание уделяется аксиологическим факторам становления данной общности, поскольку от ценностей,
14
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования становления предпринимательскою слоя в российском обществе.
1.1. Предпринимательский слой как предмет социоструктурного анализа.
Переструктурирование общества, возникновение новых классов и социальных слоев - базовый процесс, характеризующий трансформацию современного российского социума в целом.
Как отмечают исследователи, в современной России образуется сложная слоевая структура общества, характеризующаяся многообразием и изменчивостью социальных процессов: развитием множественности форм собственности, существенными преобразованиями в сфере властных отношений, распределения, организации производства, уровне жизни разных категорий населения. В зависимости от этого прослеживаются несколько путей формирования новой социальной структуры.
С одной стороны, исследователи фиксируют возникновение новых социальных общностей на основе плюрализации форм собственности; с другой, - очевидна взаимосвязь трансформации государственной формы собственности и изменения положения традиционных классово-групповых общностей: их границ, количественно-качественных характеристик, возникновение пограничных и маргинальных слоев. В-третьих, не подлежит сомнению появление слоев-страт на основе взаимодействия различных форм собственности: менеджеров, новой элиты, среднего класса и т.д.2
Все вышеперечисленные аспекты формирования новой социальной структуры нашли, на наш взгляд, свое отражение в процессе становления нового элемента российского социума - предпринимательского слоя.
Как утверждает Л. Беляева, "неоспорим тот факт, что в российском обществе появился слой людей, умеющих идти на риск в целях получения
2 См.: Голенкова З.Т.. Игитханян Е.Д., Казарннова И.В.. Саровский Э.Г. Социальная стратификация городского населения//Социологнчсскнс исследования. - 1995. - № 5. - СЛОГ
15
прибыли, для которых иной тип деятельности - работа за зарплат}', уже не может быть привлекательной". 3 По мнению В. Иванова, появление слоя предпринимателей стало одним из наиболее значимых итогов социальных трансформаций, поскольку означало становление социального слоя людей, ориентированных на самостоятельную, инициативную деятельность, направленную на получение прибыли или личного дохода, способных идти на риск и нести имущественную ответственность за результаты и последствия своей деятельности.4
Первоначальный этап становления нового элемента российского социума дал исследователям достаточно оснований утверждать, что численность предпринимательского слоя имеет устойчивую тенденцию к росту, а его влияние на жизнь страны становится все более заметным.
Так, уже первые годы реформ показали, что становление социального слоя предпринимателей идет достаточно быстрыми темпами. На 1 января 1993 года в России было зарегистрировано 950 тыс. новых хозяйственных формирований, в том числе 400 тыс. товариществ, 200 тыс. частных и индивидуальных предприятий, 150 тыс. кооперативов, 100 тыс. акционерных обществ, 12 тыс. ассоциаций, концернов, консорциумов. На частных предприятиях было занято 16 млн. человек, что составляло 22% от общей численности занятых в экономике России.5
Анатиз динамики социальной стратификации в России свидетельствует о более чем двукратном увеличении численности так называемой "социальной группы" предпринимателей и коммерсантов в 1994 году по сравнению с 1990 годом (см. приложение 1).
? Беляева Л.Л. Социальная модернизация в России в конце XX века. - М.. 1997. - С.57.
4 См.: Иванов В.Н. Социальный статус и проблемы российского предпринимательства//Социально-политический журнал. - 1995. - № 4. - С.4.
5 Цит. по: Бунин И. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России//Политичсские исследования. - 1993. - № 3. - С. 149.
- Київ+380960830922