Ви є тут

Социальная среда подростков предвыпускного возраста

Автор: 
Парыгина Евгения Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192899
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ..................................................с.3-14.
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ПОДРОСТКОВ.........................................с. 15-87.
1.1. Социализация подростков предвыпускного возраста с. 15-30.
1.2. Дифференциация социальной среды подростка.......с.30-49.
1.3. Агенты социализации: изменение
традиционных составляющих......................с.49-87.
ГЛАВА 2 СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ......................................с.88-159.
2.1. Проблемы социальной дезадаптации подростков....с.88-109.
2.2. Активные стратегии адаптационного
поведения подростков..........................с. 109-132.
2.3. Молодежная политика на региональном уровне....с.132-146.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................с. 147-151.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................с. 152-166.
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................с. 167.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Одной из проблем сегодняшней России, переживающий период социальных трансформаций, является воспроизводство обществом своей социальной структуры в новых поколениях. Традиционные модели социализации базировались на предельно четких критериях, которые общество предъявляло взрослеющему индивиду, на системе вознаграждений (материальных и статусных), которые оно гарантировало за соблюдение правил и порядка социализации. Сегодня общество оказывается не только не в состоянии осуществить вознаграждение, но и достаточно внятно сформулировать: какой именно социальный агент будет им востребован. В этих условиях процесс вхождения в социальную структуру взрослеющего человека данного и заданного превращается в сложнейшую теоретическую и жизненнопрактическую проблему.
Перемены в экономических и политических отношениях, потрясшие всю систему социальных ожиданий, породили в обществе состояние не определенности, подчас растерянности и фрустрации со всеми ее последствиями - депрессией, пассивностью, агрессивностью. В этих условиях приобретает особую важность и сложность проблемы социатизации вступающего в жизнь поколения. На что же может опереться молодежь в поисках своего самоопределения и утверждения себя в мире провозглашенных безграничных свобод и возможностей, с какой системой ценностей себя идентифицировать? Ценности и нормы, запечатленные в сознании подрастающего поколения выявленные в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью меняются, изменчиво и отношение к ним и со стороны молодых людей.
Рыночные отношения расширили возможности личности, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиции, и дачи простор широкому спектру идей и ценностных ориентаций, обеспечив свободу их выбора. Однако
фуппой, с самим собой. В нестабильном, аномичном обществе такие нарушения социализации приобретают широкую распространенность.
В кризисном обществе размывается характеристика социального типа личности, расширяется область не зрелой идентичности, увеличивается возможность ее негативной, отрицательной стороны. Отношение личности и общества не отрегулированы. Нередко предписание индивиду функции и роли, реально выполняются им в обществе, не совпадают. Индивид не находиться в гармонии со своей реальной функцией, которая ему навязана принудительно.
Такая ситуация особенно пагубно сказывается на подрастающем поколении предвыпускного возроста. Расширенное пространства для самостоятельно выбора действий молодых имеет как положительные, так и отрицательные стороны и может стать условием для развития отклоняющейся социализации. Она связана с преждевременным обретением молодежью социальных ролей и вынужденной идентичности. Это и раннее приобщение детей и подростков к труду, и ранние браки или создание брачных пар, и различные формы социальных девиаций. В данном случае это принудительная социализация, которой понимается не соответствующий социальной норме процесс преждевременного освоения подрастающим индивидом социальных ролей взрослого человека, вынужденного подражания сурагатным моделям индивидуального и группового поведения, неразборчивого освоения низкопробных образцов культуры.1
Понятие принудительная социализация не может относиться к характеристике любой социализации как регламентированного процесса, на который обречен каждый человеческий индивид в обществе себе подобных. Социализация не может- обойтись без регламентации. Но не всякая регламентация есть принуждение. Не всякий контроль ограничивает свободу.
Свобода в извращенном понимании как вседозволенность может стать
1 А.И. Ковалева Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. //Социологические исследования. 2003г.№ 1.-112с.
продуктом деформированного общества и его институтов, быть не естественным условием развития личности, а принудительным элементом ее беспорядочного вхождения в общество.
Принудительная социализация происходит с индивидом в случае его отчуждения от установленного в обществе процесса становления личности (брошенными родителями дети, беспризорные, безнадзорные дети, юные бродяги и бомжи) или частичной утраты влияния институтов социализации, когда берут вверх стихийные, случайные каналы социализации.
В кризисном обществе расширяются масштабы сдержанного процесса социализации, когда социум не располагает достаточными условиями для своевременного полноценного участия подростка в общественной жизни. Этому способствует снижение социальных гарантий на получение молодыми людьми образования и профессии, а также на трудоустройство; свертывание культурных, спортивных, оздоровительных программ; падение уровня жизни в стране; уменьшение криминальной обстановке в обществе и т.д. Перечисленные явления в совокупности вызывают запаздывание социализации, когда для подростков неоправданно откладывается обретение набора социальных ролей взрослого человека, сужаются рамки ее самостоятельности, развивается инфантилизм.
Отклонение в социализации, выявленные по разным признакам, могут быть преодолены путем коррекции социализационного процесса, содержание которого определяется в зависимости от того, что не выполняется или нарушается в социализационной норме, какова степень отклонения, в чем оно проявляется или может проявиться. Наиболее трудно поддается изменениям в лучшую сторону социализация как изменение совокупности установленных обществом социально - культурных ценностей, когда в обществе изменяются условия, а его социализированная функция не отрегулирована. А в кризисном обществе коррекция социализации связана с лечением самого социума.1
1 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющего поведения школьников. - М.: Изд-во Магистр, 1999. - 96с.