Ви є тут

Социальная ответственность бизнеса в современных российских условиях

Автор: 
Цветкова Бэлла Львовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192955
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................2
Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ГЕНЕЗИС КАТЕГОРИИ.....................................................20
1.1.Ответственность как социально-философская категория. Принцип ответственности............................................20
1.2.Социальнан ответственность бизнеса: теоретические истоки, концепция, определения.....................................30
1.3.Современные подходы к определению социальной ответственности бизнеса....................................................42
1.4.Социальная ответственность бизнеса в системе родственных социальных категорий.......................................50
Глава 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ...................60
2.1. Структурные элементы социальной ответственности бизнеса 62
2.2. Институциональное содержание социальной ответственности бизнеса.................................................. 77
2.3. Социокультурные основания социальной ответственности
бизнеса....................................................100
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НИЖЕГОРОДСКОГО БИЗНЕСА..................................... 122
3.1. Программа комплексного эмпирического исследования социальной ответственности нижегородского бизнеса....................122
3.2. Социологический анализ социальной ответственности нижегородского бизнеса.................................. 129
3.2.1. Предпочитаемые формы и сферы социальной активности представленных в исследовании компаний................129
3.2.2.Характер и мотивы социально направленной деятельности как индикаторы институционального режима бизнеса..........135
3.2.3. Препятствия формирования феномена социальной ответственности бизнеса и их последствия, с точки зрения представителей нижегородскою бизнеса...............................................150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................157
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................165
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................... 165
Приложение «Анкета базового исследования»....................173
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Социальная ответственность бизнеса (СОБ)1 активно и успешно реализуется во всем мире. Компании не просто решают проблемы общества, инвестируя средства в развитие образования, медицины, науки, производства, поддерживая социально незащищенные слои и заботясь о природоохранных мерах, - они получают определенные выгоды от этой деятельности. В западных странах социальная ответственность бизнеса функционирует как устойчивый социальный институт, она рациональна и эффективна. Это отличает СОБ от традиционной благотворительности.
В российских условиях СОБ реализуется как реакция на необходимость решения острых социальных проблем. Сложившаяся в постперестроечное десятилетие ситуация характеризуется углублением разрыва между богатыми и бедными, слабостью гражданского общества, разочарованием в способности государства выполнять свои функции. Результатом стали изменения в продолжительности жизни, состоянии здоровья россиян, рост настроений пассивности и апатии. Эти явления негативно воздействовали на устойчивое социальное развитие общества.
Российский бизнес в этих условиях не оставался в стороне: многие преуспевающие бизнесмены выделяли средства для помощи нуждающимся. Однако отдельные примеры благотворительности не разрешали ситуации в целом. Осознание необходимости системных мер обратило взоры исследователей, аналитиков, представителей бизнеса к западному опыту. Социальная ответственность бизнеса перестает быть абстрактной для нашего общества темой с конца 90-х. Несмотря на закономерные сомнения исследователей относительно «цивилизованности» российского бизнеса, появляется много реальных примеров СОБ. Компании реализуют масштабные и долгосрочные социальные проекты, развивая не только программы для
1 Здесь и далее для социальной ответственности бизнеса применяется сокращение СОБ.
аналогичными, а СОБ как социальное явление обладает структурным изоморфизмом;
• выявлены такие закономерности российского института СОБ, как институциональный компромисс и институциональная инерция;
• определено влияние социокультурных элементов на становление социальной ответственности российского бизнеса как этической нормы деловой культуры;
• выявлена и охарактеризована взаимосвязь между уровнем реализации СОБ и институциональным режимом (предпочитаемыми бизнесом деловыми стратегиями), в котором функционирует бизнес: чем более открыт институциональный режим (чем прозрачнее стратегии, используемые бизнесом в основной деятельности), тем выше уровень СОБ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическое представление о СОБ как этической норме, лежащей в основе хозяйственного действия. В современном мире социальная ответственность не ограничивается лишь благотворительностью. Она заключается в производстве товаров и услуг высокого качества, полной уплате налогов, создании безопасных условий труда, добросовестной деловой практике по отношению к партнерам/конкурентам, предоставлении компаниями информации о своей деятельности, заботе о социальной защите и развитии как собственного персонала, так и местного сообщества, природоохранных мерах. В результате происходит формирование принципиально новых отношений между бизнесом и обществом. Наиболее прогрессивные компании начинают ассоциировать себя с местным сообществом, искать возможности самостоятельного (не под контролем властей) вклада в жизнь общества.
2. Сферы, формы и уровень реализации СОБ независимо от величины компании и ее 1*еографического положения в большей степени определяются недоверием к посредническим организациям, политикой «непротивления властям», нежели стратегическими целями компании. Уровень социальной
активности российских компаний ближе к традиционной благотворительности, с тенденцией увеличения компаний-стратегических благотворителей. Примеры социального инвестирования практически
* отсутствуют. Подобная аналогия структурных элементов, составляющих
рассматриваемое явление, свидетельствует о его структурном изоморфизме.
3. Институт СОБ, укореняясь в российской деловой практике, находится в процессе трансформации. На этот процесс влияют: деформализация/формализация «правил игры» в бизнесе, усиление конкуренции, возрастание рисков, связанных с усилением контроля государства. Учитывая, что СОБ является примером социальной инновации, вполне закономерны такие проявления, как институциональный компромисс (проблематичность замещения неформальных правил формальными) и институциональная инерция (продиктованная преимущественно личными мотивами, благотворительная деятельность не рассматривается как бизнес-активность, хотя и осуществляется от имени и за счет компании).
ф 4. Обоснование положения о влиянии социокультурных особенностей
благотворительности на формирование СОБ в современных российских условиях. В российских компаниях преобладают мотивы традиционной благотворительности: альтруизм, милосердие, личные амбиции. Значимы и мотивы стратегической благотворительности, прежде всего, имидж компании. Однако представители бизнеса предпочитают нарабатывать позитивный имидж не для обретения конкурентных преимуществ и рейтинга, который был бы оценен общественностью, но для достижения компромисса с властями. Актуализация информации о социально направленной деятельности бизнеса -редкая практика. Среди представленных социокультурных оснований СОБ наиболее выраженным является культурный контекст традиционной
# благотворительности, что не стимулирует развитие СОБ на более высоком
уровне.
5. Результаты собственного эмпирическот исследования:
16