Ви є тут

Военно-профессиональная ориентация в условиях трансформации российского общества

Автор: 
Лобанов Сергей Васильевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000318984
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение........................................................ 3
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки
исследования профессиональной ориентации............... 14
1.1. Профессия как социальны»! институт............. 18
1.2. Профессиональное самоопределение в условиях трансформации
российского общества.......................... 34
1.3. Профессиональная ориентация как
социальный процесс............................ 47
1.4. Методические предпосылки исследования
военно-профессиональной ориентации............ 61
Глава 2. Военно-профессиональная ориентация на этапах
профессиональной подготовки и профессионального совершенствования офицера Вооруженных Сил РФ 77
2.1. 11рестиж профессии офицера
в современном обществе........................ 79
2.2. Факторы, влияющие на формирование
профессионально-ценностных ориентаций курсантов и офицеров.......................... 93
2.3. Управление военно-профессиональной социализацией
курсантов и офицеров......................... 124
Заключение.................................................... 143
Библиографический список...................................... 152
Приложения.................................................... 171
3
Введение
Изменения в международной обстановке, динамизм и глубина преобразований нашего общества изменили подходы к обеспечению безопасности и военному строительству, определили содержание военной реформы России В ходе реформирования предполагается комплексное решение ряда злободневных проблем армии. Среди них - перевод Вооруженных Сил России на профессиональную основу комплектования. О расширении практики профессионализации армий посредством перехода к принципам и способам комплектования, базирующимся на добровольности военной службы, свидетельствует и зарубежный опыт военною строительства.
На успешное решение задач военной реформы непосредственное влияние оказывают проблемы переходного периода в обществе.
В процессе трансформации общества изменяется общественная форма всех социальных институтов - экономических, политических, культурных. Преобразуются социальные основы и регуляторы, формирующие социальную структуру. Складываются новые формы расслоения общества. Изменяются ценностные ориентиры людей, их идет-ификации и модели повеления
Армия является частью общества, переживает трудности вместе с ним, и, в то же время, внутренние проблемы адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности.
Процессы трансформации в армии протекают значительно медленнее, чем в других социальных институтах в силу большей се изолированности от общества, полной экономической зависимости от государства и традиционной консервативности. Все эти годы в частях и подразделениях Вооруженных Сил поддерживались дух и традиции Советской Армии, в то время как ценностные ориентации, перспективные сгатусно-ролсвыс
21
знаний, общих приемов и способов профессионального деятельности, но и общностью профессиональных интересов, ценностных ориентаций, образцов поведения и всего образа жизни, формирование и воспроизводство которых обеспечивается институтом профессии.
Профессия, в силу своей способности быть специализированным видом деятельности, пронизывает любые виды взаимодействий, требующие специальных знаний, навыков и мастерства. Однако, само по себе, это еще не превращает профессию в институт. Главное, что она обладает и другой возможностью: формировать особый тип общностей -профессиональный, интегрировать людей в социальную систему на основе профессиональных признаков независимо от типа государства и общественного строя и регулировать взаимодействия между ними
Возникает система норм, правил, образцов и стандартов профессионального поведения, способствующих регулированию отношений между людьми по профессиональному признаку. Поскольку образцы профессионального поведения частично распространяются и на сферу свободного времени, то профессия начинает регулировать стиль и образ жизни индивида.
Способность профессии создавать и закреплять нормы взаимодействий между людьми в процессе профессиональной деятельности, стандарты и образцы поведения, интегрировать социальные общности и регулировать отношения между ними свидетельствует о другой форме сс проявления (кроме вида деятельности и социальной общности) и требует рассмотрения ее как специфического системного образования в единсгве различных функций, т. е самостоятельного института.
Можно выделить два основных этапа, или стадии, эволюции института профессии. Первый этап - становление и функционирование традиционного института профессии - связан с институализацией самих профессий как специализированных видов деятельности. Он продолжался до начала XIX века и отличался следующими чертами: выделением
22
профессионально специализированных видов деятельности; обособлением профессиональных общностей; формированием профессиональных норм, образцов и кодексов поведения внутри этих сообществ; возникновением системы санкций за нарушение норм и законов профессионального поведения; появлением внутрннрофессионального института профессиональной подготовки - принудительного ученичества; закрытостью профессиональных сообществ по отношению к другим институтам.
С возникновением в результате промышленной революции современною разделения труда и появлением современных организаций начался второй этап в развитии профессии. Она превращается в современный институт. Сущность его можно определить следующим образом.
Профессия есть институт общества, сформировавшийся исторически на основе общественного разделения труда, обеспечивающий воспроизводство, функционирование, развитие и взаимодействие специфических социальных общностей путем институционализации и воспроизводства профессиональных правил, норм и образцов поведения.
Из аскригттивной и закрытой системы институт профессии превращается в систему открытого типа, расширяющую возможности внешних взаимодействий и определяющую необходимость формирования следующих черт, отличающих его от традиционного: универсальность, открытость, демократичность, расширение сферы взаимодействий с другими институтами.
Институт профессии выполняет свое предназначение в обществе через реализацию определенных социальных функций, среди которых можно выделить главную, определяющую роль данного института в обществе. Если в традиционном обществе таковой выступала адаптационная, то в индустриальном - стратификационная функция.
Анализируя место профессии в социальной стратификации общества, следует обратить внимание на следующий момент. Если особое свойство быть объективной основой стратификации принадлежит собственно