Ви є тут

Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России : опыт социологического анализа

Автор: 
Нестерова Анна Геннадиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
277838
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования институтов светского и религиозного образования 16
1.1 Основные подходы к изучению институтов образования 16
1.2 Институты светского и религиозного образования: понятие, особенности, функции 34
1.3 Конституционно-правовые основы функционирования образовательных систем в России 51
Глава 2. Светское и религиозное образование: тенденции развития и перспективы диалога. 71
2.1 Возрождение институтов религиозного образования в современной России 71
2.2 Общественное сознание о перспективах развития светских и религиозных форм образования
2.3 Пути и области взаимодействия образовательных институтов государства и церкви в современной России 108
Заключение 123
Список использованной литературы 129
Приложение 154
о
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В копне XX - начале XXI века влияние религии на жизнь российских граждан значительно возросло. Наметилась тенденция повышения роли Русской православной церкви (РГ1Ц) в общественной жизни страны. Если в советский период взаимодействие религиозных и светских институтов было сведено с минимуму, то реальностью современного российского общества становится активное сотрудничество религиозных организаций со светскими, в том числе в сфере образования.
Развитие института светского образования в России тесно связано с православными образовательными традициями, которые уходят своими корнями в историю. В годы Советской власти система религиозного образования была фактически разрушена, а преобладающей идеей воспитания и образования был атеизм, причем атеизм как форма идеологии, а не форма культуры. Утрата традиций религиозного образования сказывается на сегодняшней ситуации в этой сфере. Вслед за изменением вероисповедной политики российского государства и принятием в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединений» активизируется образовательная деятельность религиозных объединений. Русская православная церковь (Московский Патриархат), самая многочисленная но количеству последователей в большинстве регионов России, наиболее активно ищет пути возрождения утраченных позиций, в том числе и через взаимодействие с государственными учебными заведениями, решая вопрос включения в учебный процесс религиозных дисциплин. В то же время и светские учебные заведения оказались вовлечены в процесс переоценки ценностей в
предметов, опирающихся па достижения пауки и учитывающих иоликоифсссиональность современного мира.
Предложены наиболее оптимальные пути взаимодействия институтов светского и религиозного образования, обусловленные необходимостью решения значимых социальных проблем современного российского общества, таких как укрепление нравственных и гражданско-патриотических основ российского образования, повышение культурного уровня учащихся, профилактика девиантного поведения среди детей и подростков.
Теоретическая н практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы органами власти и управления в качестве теоретической базы для развития политики в сфере образования и государственно-конфессиональных отношений, а также в изучении социологии, политологии, религиоведения, при разработке учебных программ, методических пособий и практикумов по курсам: «Государственно-конфессиональные отношения в современной России», «Социология образования», «Социология религии», «Религиоведения».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в докладах н выступлениях на III Международном конгрессе «Наука, искусство, образование в III тысячелетии» (Волгоград, 2004 г.); международной научной конференции «Государство и общество: философия, экономика, культура» (г. Москва, 2005 г.); международной научно-практической конференции «Общественные отношения и права человека на юге России: история, современность и перспективы» (Волгоград, 2006 г.);
всероссийской научной конференции «Российские регионы в условиях трансформации современного общества» (Волгоград, 2006 г.); областных Краеведческих чтениях (Волгоград, 2002 - 2005 г.); межвузовских конференциях студентов н молодых ученых Волгоградской области (2003-2004 гг.).
14
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социологии и политологии Волгоградского государственного университета.
Основные результаты исследования изложены в 10 работах, общий объем которых составил 2,5 п.л.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по три параграфа), заключения, списка использованной литературы и приложения.