Ви є тут

Самосохранительное поведение детей и молодежи в современном российском обществе

Автор: 
Кашуркина Светлана Сафиновна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
243
Артикул:
192279
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание Стр.
Введение ................................................ 3
Глава 1. Самосохранительное поведение как объект
социологической науки .............................. 17
1.1. Теоретико-методологические особенности исследования самосохранительного поведения в социологии ............. 17
1.2. Стратегии самосохранительного поведения детей и молодёжи и их трансформация в условиях социальных реформ ................................................. 57
Глава 2. Самосохранительное поведение и его интернализация в процессе первичной социализации детей и молодёжи в современном российском обществе ............. 98
2.1. Социализации детей и молодёжи как фактор формирования стратегий самосохранительного поведения 98
2.2. Эмпирические индикаторы самосохранительного поведения детей и молодёжи в условиях социальных изменений ............................................. 127
Заключение .............................................. 170
Список использованных работ ............................. 179
Приложения
210
3
Введение
Актуальность темы исследовании. В российском обществе происходит длительная и активная модернизация важнейших сфер его жизнедеятельности. Основным объектом модернизации является поколение, на плечи которого лягут все результаты - и позитивные, и негативные -начатых в конце XX века реформ. Этот объект - дети, подростки, юношество, молодые люди, находящиеся в стадии ученичества, приобретения общего среднего или среднего профессионального образования, своего личностного и социального становления. И это, как показала социальная практика, - наиболее уязвимая категория населения в силу того, что молодое поколение не имеет возможности повлиять на социальную ситуацию, но находится в полной зависимости от неё.
Специфической характеристикой существующей социальной ситуации является её экстремальность. Российское общество всё более явно приобретает черты общества риска. Суровые климатические условия, ухудшающаяся экологическая ситуация, нарастание террористической угрозы, шовинистических проявлений, ксенофобии, расизма, криминализация сознания молодёжи, её усиливающийся прагматизм на фоне утраты высокой духовности и коллективизма выходят на первый план в качестве факторов первичной социализации.
В этих неблагоприятных условиях социализация детей и молодёжи наталкивается на множество препятствий, среди которых проблемы с качественным медицинским обслуживанием и получением образования, невостребованность профессиональных умений и навыков, нестабильно и низкооплачиваемая работа, отсутствие перспективы собственного жилья, неясность будущего России как национального государства и многое другое. Основные усилия большинства современных молодых россиян направлены на выживание в условиях риска, а не на полноценную жизнедеятельность.
Идеологический и экзистенциальный вакуум, ощущение собственной ненужности подталкивают- - подростков и юношество к девиантному
23
исключительно социокультурная форма самоубийства, так называемый «альтруистический» суицид - уход из жизни как сознательное принесение себя в жертву - либо ради служения высшим общечеловеческим идеям и социальным интересам, либо согласно обычаю. Покончить с собой может и тот, кто отделяется от общества, эгоистично противопоставляя себя ему, и тот, чья индивидуальность всецело поглощается общественной жизнью. Так или иначе, феномен суицида, согласно Дюркгейму, неразрывно связан с общей социальной ситуацией суицидента. Та же система отсчета используется и при анализе других явлений жизни субъекта. Главным признается положение, согласно которому система коллективных представлений обусловливает любые формы индивидуального сознания и поведения.
Ядро дюркгеймовской концепции - теория морали. По мнению Э. Дюркгейма, социальные нормы влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериоризации. Внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов. Действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов.
Общественные функции морали Э. Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого - формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Воспитание всегда отвечает социальным потребностям и выражает коллективные взгляды и чувства. При этом роль воспитания не переоценивается, определяющее значение отводится воздействию общества как такового. «Воспитание бывает здоровым, когда сами народы в здоровом состоянии. ... воспитание может реформироваться лишь тогда, когда реформируется само общество. А для этого необходимо уничтожить причины того зла, которым оно страдает»1.
Точность этого утверждения Э. Дюркгейма иллюстрирует российская действительность. Глубокая трансформация целей и методов воспитания
1 Дюркгейм Э. Самоубийство // Западно-европейская социология XIX - начала XX веков / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С. 385.
24
произошла в 90-е годы под влиянием радикальных социальных перемен, вызвавших разрушение прежних и появление новых представлений о человеке и его месте в обществе.
В данном контексте интерес представляет позиция М. Вебера. Согласно теории социального действия М. Вебера, действия индивида, влияющие на сохранность здоровья, можно отнести к социальным1, поскольку, анализируя человеческое поведение с присущими ему связями и регулярностью, М. Вебер назвал «общественными» действиями такие, которые, во-первых, осмысленно ориентированы на ожидания, во-вторых, целерациональны в соответствии с ожиданиями, в-третьих, содержат субъективно целенаправленную смысловую ориентацию индивидов.
Будучи членами социальных групп, индивиды являются продуктом социальной организации. Идеи и поступки индивидов рассматриваются как отличительные черты той или иной социальной организации; в них выражаются ценности и особенности образа жизни определенных социальных групп, из устремлений которых возникает динамика общества. Социально ожидаемое поведение молодого человека ориентировано на установленный порядок. Однако реальное поведение индивида может быть ориентировано на несколько систем установлений, противоречащих друг другу, в их комбинациях возможны варианты «неправильного» поведения.
При такой исследовательской позиции наибольшее внимание уделяется таким социальным характеристикам личности, как статус, принадлежность к одной из страт общества, вовлеченность в коллективные действия и общественные процессы.
Социально-ориентированный подход нашел отражение в теории А. Адлера2. Человека А. Адлер рассматривает как неполноценный организм, который постоянно преодолевает свою неполноценность, изобретая все более
1 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западно-европейская социология XIX -начала XX веков / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С. 491-506.
2 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.