Ви є тут

Социализация детей и подростков в условиях городской среды

Автор: 
Селеня Людмила Павловна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
191935
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1/
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа процесса социализации детей и подростков в условиях городской среды.................................................................13
1.1 Развитие научных представлений о городской среде как социальной экосистеме.................................................14
1.2. Социальные институты и агенты социализации детей и подростков в современной городской среде..............................36
Глава 2. Деятельность учреждений социальной инфраструктуры современного города по социализации детей и подростков................68
2.1. Городская социальная инфраструктура для детей и подростков............................................................69
2.2. Деятельность городских образовательных учреждений и социализация детей и подростков.......................................96
2.3. Экосоциальные принципы, способствующие успешной социализации подрастающего поколения.................................129
Заключение.....................................................151
Список использованных источников и литературы...................158
3
Введение
Актуальность темы исследования. Жизнедеятельность большинства современных людей складывается в условиях юродской среды. По опенкам ООН к 2025 году доля городского населения в мире будет составлять 63%. В современной России доля городского населения достигает более 70%, следовательно, большинство детей и подростков нашей страны сегодня рождается и проживает в больших и малых городах. Условия городской среды обусловливают формирование у подрастающего поколения специфической системы ценностей, а экосоци-альные принципы устройства городской инфраструктуры во многом определяют направленность социализации личности ребенка.
Кардинальные перемены, происходящие в российском обществе, повлекшие за собой трансформацию традиционных институтов и образа жизни, усложнили процессы социализации детей и подростков. Углубляется противоречие между объективно усложняющимися социальными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к подрастающему поколению, и результатами социализирующей, воспитательной и образовательной деятельности основных институтов и агентов социализации: семьи и образовательных учреждений. Негативные социальные последствия налицо: рост детской и подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, гражданской безответственности и пассивности.
В связи е этим актуализируется исследование сущностного смысла процесса социализации и связанных с нею проблем.
Таким образом, акзуальность диссертационного исследования обусловлена:
15
По мере общественного развития административные представления о статусе городских поселений породили потребность в определении и исследовании дефиниции «город». Анализом данной дефиниции занимались представители самых различных дисциплин: историки, географы, экономисты, политологи, философы и др. Многообразие исследовательских подходов определялось научной специализацией, мировоззренческой позицией и спецификой творческого видения конкретного мыслителя. Так, например, Ф. Ратцель в конце XIX века назвал городом «долговременное скопление людей и их жилищ, занимающее значительное пространство и расположенное в центре крупных коммуникаций»1. Основаниями дефиниции города у Ратцеля, таким образом, выступают: специфические виды деятельности; скопление жилищ; численность народонаселения.
Последователи Ратцеля на страницах геоурбанистических исследований акцентировали внимание на специфике деятельности горожан2.
Следует сказать, что попытка рассмотрения деятельности в качестве понятийной доминанты вызывает некоторые сомнения. С одной стороны, деятельность, действительно является ведущим фактором общественной жизни, все составляющие которой могут быть рассмотрены в качестве характерных признаков дефиниции «город».
Любая человеческая деятельность включает следующие составляющие:
- субъект деятельности (индивид или социальная общность, осуществляющая деятельность);
- объект деятельности (реальные явления, на которые направлена активность субъекта);
- средства деятельности (все ресурсы, используемые субъектом для воздействия на объект);
1 Цит. по : Боже-Гарнье Ж., Шабо Ж. Очерки по географии города. - М.: Прогресс, 1967. с.85
2 См.: Вагин В.В. Городская социология. Учебное пособие для муниципальных управляющих. М., 2000. с.13
16
- процесс деятельности (реализация цели деятельности субъекта, преобразование в процессе деятельности объекта);
- система деятельности (совокупность всех компонентов деятельности);
- среда деятельности (все другие системы, с которыми взаимодействует данная);
- потенциал данной системы деятельности.
Все перечисленные компоненты, несомненно, присутствуют во всех видах и формах деятельности: промышленная и сельскохозяйственная деятельность; торговля; административная и управленческая деятельность; ремесло и пр. Одновременно перечисленные компоненты являются неотъемлемыми характеристиками городского образа жизни. Однако городские поселения на разных стадиях своего существования основывались на разных видах деятельности. Первые города, которые появились, по данным археологов, более грех тысяч лег назад, основывались, преимущественно, на сельскохозяйственной деятельности. Г. Шоберг, перечисляя причины появления городов (благоприятная экологическая база, новые технологии в сельскохозяйственной и несельскохозяйственной сферах, сложная социальная организация и высокоразвитая структура власти), подчеркивает значение прогрессивного развития сельского хозяйства для формирования городских поселений1.
Выделяют следующие черты первых городов:
- наличие населения, постоянно проживающего на определенной территории;
- площадь обрабатываемой земли;
- высокая плотность жилья на территории поселения;
- большое число людей, занимающихся сельским хозяйством;
- появление транспортных средств;
- появление ранних форм организации труда и снабжения;
1 C.\t:Sjobcrg G. Ргс-industrial city. - Nc Jork: Free press. London: Collier-Macmillan. 1960