2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА....................................12
1.1. Проблемы социализации и социальной адаптации в подростковом возрасте: теоретико-методологический анализ.....................12
1.2. Современная школа как институт социализации подростков...39
1.3. Технологии социального сопровождения дезадаптированных подростков в системе социальных учреждений: зарубежный и отечественный опыт..............................................58
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ..........................................75
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЧЕРНИХ ШКОЛ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)...............................................77
2.1. Программа эмпирического исследования.....................77
2.2. Характеристика контингента вечерних школ в контексте образовательной среды Санкт-Петербурга..........................82
2.3. Исследование факторов социального неблагополучия учащихся-подростков..................................................... 93
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.........................................109
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...............110
3.1. Технология социального сопровождения учащихся-подростков (авторская модель).........................................................НО
3.2. Анализ результатов внедрения комплексной технологии социального сопровождения учащихся-подростков в образовательном учреждении.119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................156
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................158
ПРИЛОЖЕНИЯ
178
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Социальная ситуация в российском обществе характеризуется увеличением правонарушений в подростковой среде, высокими темпами распространения наркомании, алкоголизма и других социально опасных отклонений. Многие специалисты в качестве причин данных явлении выделяют процессы нарушения социализации подростков, их низкую социальную компетентность и адаптированность к различным социальным институтам. Нарушение процесса социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими факторами, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального поведения и выступает в качестве «института десоциализации», так и косвенными десоциализирующими факторами, обусловленными снижением референтной значимости ведущих институтов социализации. По мнению большинства исследователей, негативное влияние на современных подростков оказывают: рост семейного неблагополучия, доминирование потребительских установок и стереотипов в общественном сознание, модернизация системы школьного образования, приводящая к снижению гарантий на получение полноценного среднего и профессионального образования, разрушение государственной системы досуговой деятельности и т.д.
Ориентация современной школы на элитарность образования неизбежно порождает социальную селекцию, что приводит к увеличению дезадаптированных учащихся. Советская школа стремилась обеспечить молодежи равные стартовые условия для вступления в трудовую жизнь. В настоящее же время принципами образования стали, как отмечено в законе об образовании 1992г., «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». С введением в общеобразовательную школу дифференциации и профилизации, на фоне положительных результатов для большинства школьников появилась зона потенциального риска возможности исключения слабоуспевающих учащихся из образовательных учреждений. Кроме того, усиливающаяся коммерциализация среднего образования
21
Одним из условий успешной социализации является адаптация личности в социуме. Если социализационный процесс формирует становление личности в целом, то социальная адаптация рассматривается как показатель измерения и оценки типа социализационного процесса, выступая в качестве одного из важнейших механизмов социализации. В процессе социальной адаптации личность в большей степени выступает субъектом этого процесса, в процессе же социализации она является объектом и субъектом воздействия общества одновременно14.
Социальная адаптация рассматривается в научной литературе как «целостный, непрерывный, динамический, относительно устойчивый социальный процесс установления соответствия между совокупным уровнем актуальных на данный момент потребностей личности и наличным уровнем удовлетворения данных потребностей, определяющих ее непрерывное развитие»15.
A.Е. Росляков подчеркивает, что социальная адаптация - «процесс интегрирования человека в общество, в результате которого достигается фор-, мирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими; предпосылка и необходимое условие эффективности активной деятельности»1 б.
Процесс социальной адаптации можно рассматривать как процесс включения личности в конкретную социальную среду, успешность которого зависит от уровня социализации индивида1'.
B.Н. Судаков, проанализировав труды отечественных и зарубежных социологов, выстроил следующую схему процесса адаптации личности (рис. 2). По его мнению, сущность процесса адаптации личности состоит в том, что при возникновении адаптивной ситуации в зависимости от изменений социальной среды и возможностей самой личности, происходит из-
1* Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. М.: Мысль, 1990
15 Шустова Н.Е. Адаптивная типология личности // Развитие самоценных форм активности. Балашов. 1999, с. 10-56
16 Росляков А.Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза МПС. Ярославль, 2003. Автореферат на соиск. Уч. Степ. Канд. Псих. Наук, с. 12
17 Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. М.: Мысль, 1990
22
менение качеств личности, что ведет к изменению в сфере ее включенности в деятельность18.
Рис. 2. Схема процесса адаптации личности
Как подчеркивает A.A. Реан, социальная адаптация всегда активный процесс, включающий активное самоизменение, самокоррекцшо в соответствии с требованиями среды. По его мнению, пассивного принятия социальных ценностей, норм, правил поведения быть не может. A.A. Реан выделяет различные варианты адаптационного процесса в зависимости от его направленности. Один вариант связан с активным влиянием на внешнюю среду, ее освоением и приспособлением к себе, другой - с изменением собственной личности, коррекцией собственных социальных установок, поведенческих стереотипов. Возможен вариант адаптационного процесса - вероятностно-комбинированный, объединяю-
,s Соколова H.A. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях дополнительного образования детей. Монография, Челябинск, 2005, с. 16
- Київ+380960830922