Ви є тут

Социальное обслуживание пожилых людей в условиях реформирования общества : социологический анализ

Автор: 
Натахина Вера Викторовна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
185
Артикул:
191815
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ.....................................13
1.1 Теоретические подходы к изучению системы социального обслуживания населения..............................13
1.2 Концептуально-нормативные основы социального
обслуживания населения..............................24
1.3 Особенности социального обслуживания пожилых людей...40
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА
(на примере Московской области)...................59
2.1 Условия жизни пожилых людей в Московской области и анализ качества социальных услуг...........................59
2.2 Проблемы удовлетворения потребностей пожилых людей в системе социального обслуживания............................88
2.3 Модели региональных учреждений социального обслуживания пожилых людей......................................104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................132
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................142
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................157
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы
Социальное обслуживание граждан старшего поколения представляет собой систему, сочетающую различные формы, виды и типы учреждений и услуг, единая цель которых удовлетворение потребностей пожилых людей.
Динамичное развитие этой многоплановой социальной системы вызвано, прежде всего, процессом социально-демографтгчсского старения российского общества. В настоящее время каждый пятый житель Российской Федерации достиг пенсионного возраста или превысил его. Наблюдается также устойчивый рост числа долгожителей (в последнее десятилетне до полумиллиона человек). По прогнозам ООН доля лиц старше трудоспособного возраста в России возрастет к 2025 году до 29%, а к 2050 году - до 37%.
В условиях затянувшихся реформ, на фоне социально-экономического неблагополучия пожилым людям трудно расставаться с привычными жизненными представлениями, основными ценностными ориентациями. Достижения их прошлой активной деятельности в современном обществе обесценены. Люди старшего поколения потеряли опору в прошлом, что оказывает негативное влияние на самооценку старого человека, его психологическое состояние, возможности адаптации в настоящем.
Основными проблемами граждан пожилого возраста чаще всего становятся неудовлетворительное состояние здоровья, низкий уровень качества оказываемых медицинских услуг, тяжелое материальное положение, равнодушное отношение близких. В связи с занятостью детей, разрывом семейно-родственных отношений, пожилые люди часто остаются наедине со своими нерешенными проблемами и вынуждены обращаться за помощью в социальные службы.
3
индивидам, а позициям. Занимающие властные позиции доминируют благодаря ожиданиям окружающих, а не из-за собственных качеств, поскольку власть легитимна, постольку против тех, кто не подчиняется, могут быть использованы санкции. Власть для индивида не постоянная, поскольку принадлежит позиции, а не индивиду. Р. Дарендорф утверждает дихотомичноегь власти, так как в определенном сообществе могут образоваться только две группы конфликтов. Индивиды адаптируются к своим ролям в ходе конфликта.
Таким образом, по мнению диссертанта, второе направление предметного подхода к изучению реальности, представленное теорией «социального конфликта» Р. Дарендорфа, представляет собою заметный теоретический вклад, но оставляет открытыми многие теоретические и практические вопросы истинных причин социальной нестабильности, не акцентирует внимание на значении хронологической составляющей. И функционализм, и теория конфликта Р. Дарендорфа не полностью раскрывают проблему, поскольку каждая из них объясняет только часть социальной жизни.
Проблемный подход к изучению общественных явлений сложился в 60-70-х годах XX века. В его основе лежат взгляды одного из самых влиятельных теоретиков социологии М. Вебера. Основой теории этого социолога стала концепция социального действия, формированию которой способствовал его интерес к исторической науке. Совокупность исторических изысканий и социологических интерпретаций привели М. Вебера к формулированию методологической концепции «понимания», зарождению «понимающей» социологии. Возможная многоплановость толкования этого термина привлекла позднее как представителей символического ингеракционизма, так и структурного функционализма, различающихся по определению данного термина.
В творческом наследии М. Вебера привлекает внимание логическая конструкция, названная им «идеальный тип», который не извлекается из
17
эмпирической реальности, а конструируется как теоретический образ. Мыслительные конструкции, носящие название идеальных типов, имеют внеэмпирическое происхождение и создаются в качестве инструмента для постижения социальной реальности. Идеальный тип, по мысли М. Бебера, может служить масштабом для изучения эмпирической реальности. Технология создания идеального типа не нашла четкого разъяснения в работах М. Вебера, но в качестве методологического принципа как социологического, так и исторического познания продолжает существовать и в настоящее время.
Согласно М. Веберу, социологию от естественных наук отличает необходимость понимания предмета своего исследования. Понимания требует как человеческое поведение, так и любое социальное действие. Понимание, но Веберу, предшествует объяснению социального действия, которое он считает предметом социологии как науки. Важно, что в качестве субъектов социального действия он признает не коллективы (организации), а индивидов.3
В современной социологической литературе4 веберовская концепция методологии социального познания сводится к пяти основным положениям:
1) невозможность завершения познания, любые научные выводы не могут быть окончательными;
2) социология должна быть «понимающей», т.е. выявлять те социальные причины и обстоятельства, которые обусловили изучаемое действие;
3) соотнесение изучаемых явлений с историческим контекстом изучаемых событий;
4) необходимость разработки в исследовательской практике идеальных типов как источника для выдвижения гипотез об исследуемой реальности и построение по возможности более четких познавательных конструкций;
->? См.: Вебер Избранные произведения /Макс Вебер. - М., 199-1.
4 См.: Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы вобсрского социологического учения. - М., 1998.
18