Ви є тут

Этническая идентичность современных якутов

Автор: 
Васильева Майя Ивановна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
167
Артикул:
193187
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
\ Введение....................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования этнической идентичности
1.1. Этническая идентичность как вид социальной идентичности...........13
1.2. Этническая идентичность в структуре этнического самосознания......23
1.3. Содержание этнической идентичности................................45
Глава 2. Особенности этнической идентичности современных якутов
2.1. Программа исследования............................................65
2.2. Когнитивный аспект этнической идентичности современных якутов.....74
2.3. Этническая идентичность современных якутов в структуре социальной идентичности. Эмоционально-ценностное восприятие этничности...........99
2.4. Стратегии межэтнического поведения современных якутов............111
Заключение............................................................123
Библиографический список использованной литературы....................126
Приложения............................................................138
3
Введение
Актуальность. Конец 80-х - начало 90-х гг. XX века ознаменовались стремительным ростом этнического самосознания народов бывшего СССР. Искусственно подавляемая в течение длительного периода этничность стала играть значительную роль в политической и культурной жизни общества. Активно шли процессы суверенизации республик, проводилась политика по возрождению национальных культур. Одновременно с этим радикальные социально-экономические и политические преобразования, взорвав сложившийся образ жизни людей, вызвали, так называемый “кризис идентичности” - особое состояние сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя, свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и ценность. И наиболее устойчивым образованием, удовлетворяющим потребность человека в принадлежности к группе и защите, оказалась этническая общность. Это повлекло за собой повышение роли этничности в обыденной жизни, этнический фактор стал одним из решающих в отношениях людей. Такая гиперболизация этнической идентичности, характерная для полиэтнических государств в кризисные периоды, может сопровождаться межэтнической напряженностью, а то и этническими конфликтами.
В связи с вышесказанным, необходимым представляется исследование этнической идентичности народов России, в данном случае якутов, в настоящее время. Как повлияли годы суверенитета на этническую идентичность этноса? Сохранила ли этничность главенствующие места в структуре социальных идентичностей? Какие компоненты этнической идентичности изменились и какие факторы повлияли на это? Какова направленность стратегий межэтнического поведения народа? Ведь построение
15
эмоциональной связи, содержанием которой является переживание своей тождественности с объектом [см. Психологический словарь, с. 130].
Затем этот термин получил широкое распространение в социальных дисциплинах. В западной науке с 1960-х гг. концепции идентификации активно разрабатывались Э.Эриксоном, Э.Гоффманом, Т.Парсонсом, А.Бандурой и другими.
Остановимся подробнее на воззрениях Эриксона, общепризнанного основателя теории идентичности. Его взгляды на эго-идентичность были впервые опубликованы в работе "Детство и общество" [1967]. Следует отметить, что Эриксон не предусматривал конкретного определения идентичности, опасаясь, что полное значение может быть не передано в операциональной определенности. Но в самом общем виде, под ощущением идентичности Эриксон понимал субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности [1996, с.28]. Идентичность, согласно Эриксону, в любом из ее аспектов построена через серию идентификаций и является “...новым сочетанием старых и новых индентификационных фрагментов” [см. Dashefsky A., Shapiro Н., 1976], интеграцией все предыдущих самоощущений. То есть категория "идентичность" в теории Эриксона по смыслу приближена к понятию "самоосознание".
Эриксон ввел понятие «кризиса идентичности», которое он определял как прерывание целостности самоощущений, когда происходит разногласие между собой прежним (прошлыми идентификациями) и собой будущим (тем каким он ожидает стать).
В контексте нашей работы интерес вызывает выделение Эриксоном психосоциальной идентичности в общей структуре идентичности - осознание себя как элемента социального мира, стремление к членству в социальных группах [1995].
Осмысление идентификации как важнейшего механизма социализации, проявляющегося в принятии индивидом социальной роли при вхождении в
16
группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок характерно для социальной психологии и социологии, тогда как в психологии личности под идентификацией, как мы выяснили, часто понимается имитация, подражательное поведение и эмоциональное слияние, переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом.
Так, Lindesmith и Strauss заметили, что идентификация включает связывание личности себя с другими в организующем чувстве (как в становлении официальным членом ассоциации) и в символическом чувстве (как в осмыслении себя частью особой группы) [1968]. Stone расширил понятие идентификации, включив в него два процесса: “идентификация от” и “идентификация с”. “Идентификация с” и дает начало идентичности [1962].
Rosen выделяет три уровня идентификации личности: 1) человек может идентифицировать себя с какой-нибудь важной личностью в его жизни, например, родитель или друг (то есть значимый другой); 2) человек может идентифицировать себя с группой, с членами которой человек разделяет ценности, например, семья или рабочий коллектив (то есть референтная группа); 3) человек может идентифицировать себя с широкой категорией лиц, например, этнической или профессиональной группой (то есть с социальной категорией). На третьем уровне происходит этническая групповая идентификация [см. Dashefsky A., Shapiro H., 1976].
Таким образом, идентификация означает процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с другими личностями или группой. Идентичность же выступает как результат процесса идентификации, своеобразный вывод о своей принадлежности к определенной группе или сходстве с определенной личностью.
A.Dashefsky и H.Shapiro выделяют 4 аспекта идентичности: социальная идентичность, само-концепция, личная идентичность и эго-идентичность. Понятие социальной идентичности относится к отождествлению личности другими в широких социальных категориях или свойств, таких как возраст,