Ви є тут

Стратообразующая функция туризма и репрезентация нового обеспеченного класса в России : На примере Хабаровского края

Автор: 
Лешкова Оксана Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273631
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
4 ВВЕДЕНИЕ................................................. 3
ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТИЖНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ................................................. 25
1.1. Исследование посткризисной стратификации : постановка проблемы.................................................... 25
^ 1.2. Туризм как предмет социологического анализа в
лосткризисных социальных условиях....................... 41
1.3. Субъект и объект туристической деятельности: путешествующая реальность................................... 56
ГЛАВА 2. ТУРИЗМ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ^ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................. 94
2.1. Реальность туристической деятельности: Дальневосточный вариант..................................................... 94
2.2. Социально-экономические аспекты туристической деятельности............................................... 103
2.3. Потребление туристических услуг (эмпирический аспект) 114
ГЛАВА 3. ТУРИЗМ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОСТКРИЗИСНОЙ * СТРАТИФИКАЦИИ............................................... 122
3.1. Посткризисные страты и особенности их фиксации ....... 122
3.2.Структура туристических потоков и социальный смысл потребления туристических услуг............................ 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 168
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................ 183
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процесс трансформации социальной структуры, протекающий в современной России, диктует необходимость поиска новых подходов к анализу общества. Традиционные социологические модели были ориентированы на изучение уже существующего социального порядка, стабильных социальных слоев и групп. Но не такова социальная структура нашей страны на рубеже XX и XXI века. В данный момент мы имеем перед собой общество, где процесс становления еще не завершился. В России еще продолжается становление социальных страт, период повышенной социальной мобильности.
В этом случае параметры «объективного шкалирования», основанные на участии в процессе производства, иной трудовой деятельности, начинают давать сбои. На первый план выходят иные отношения, формирующиеся в сфере досуга, взаимодействия стилей жизни. Здесь более активно, чем в конкурентных сферах, складываются социальные солидарности, «зародыши» будущих страт. Проследить становление этих «зародышей», солидарностей, складывающихся в досуговой сфере, мы и попытаемся в настоящей работе.
Досуговая сфера выступает здесь «пространством становления» в силу того, что последствия социального контакта в ней не столь фатальны, как в сфере деловой коммуникации. В силу ослабления общезначимых социальных регулятивов под влиянием кризиса деловое общение превращается в цепочку рисковых ситуаций, которые постоянно должен разрешать социальный агент. Погруженность в разрешение сиюминутных рисковых ситуаций не дает ему возможности выстраивать длительные стратегические модели, выдвигать долгосрочные и среднесрочные целевые
проведенного автором в ходе работы над темой диссертации. Основным предметом исследования здесь выступают потребители туристских услуг разного уровня, работники туристских агентств. Здесь делается попытка определить типологию этих групп. Проследить, кто и в каком качестве участвует в туристской деятельности.
Наиболее многочисленной по представительству социальнопрофессиональной группой в среде туристов можно считать работников негосударственных предприятий и организаций, а наибольшее количество пользующихся туристскими услугами - в группе предпринимателей. Это объясняется и их относительно высоким социально-экономическим положением, и социально активной позицией, направленной на удовлетворение разносторонних интересов. Эти две группы составляют основное ядро субъектов туристского интереса (и по России, и в Хабаровском крае) и создают социально-объектную базу деятельности туристских фирм.
Но и другие социально-профессиональные группы имеют достаточно высокую ориентацию на туризм, хотя численность «реальных» туристов в них значительно ниже, например, среди учащейся молодежи 10,9%, а у пенсионеров этот показатель вообще отсутствует. Это является следствием сильной социально-экономической дифференциации общества и создает дополнительные основания для роста социальной напряженности, что необходимо учитывать федеральным и региональным (краевым) органам при формировании направлений социальной политики и программ социального и экономического развития.
При заметной ориентации на туризм как способ проведения свободного времени реальные потребительские возможности и потребительские ориентации населения свидетельствуют о невключенности значительной его части в активные взаимодействия на рынке туристических услуг. Это необходимо учитывать и как
объективный фактор состояния социальной среды - туристским фирмам при организации своей деятельности, и как субъективный показатель социального развития региона - органам государственной власти и местного самоуправления при планировании соответствующих программ.
В целом настроения респондентов можно охарактеризовать как умеренный оптимизм с некоторым его повышением в более молодых возрастных категориях и понижением в более старших. Это дает основание считать, что туризм как форма проведения свободного времени в массовом сознании укрепится в качестве социальной потребности и станет элементом реального социального благополучия населения.
При рассмотрении распределения предпочтений респондентов в группировочных категориях по их отношению к занятиям туризмом, выделяются несколько важных моментов. Наибольший интерес среди представителей почти всех категорий респондентов вызывают культурный (более 1/3 опрошенных) и рекреационный (до 1/5) виды туризма. Среди тех, кто в большей степени ориентирован на туризм как вид отдыха, можно выделить предпочтение спортивным его видам. В этой же группе респондентов интерес к туризму как части личного бизнеса не является определяющим. Практически отсутствует интерес к религиозному направлению.
Результаты экспертного опроса позволяют охарактеризовать кадровый и профессиональный состав представителей туристского бизнеса в крае. Эксперты - руководители и специалисты туристических фирм представляли 21 организацию (в основном негосударственные). Среди них по профессиональному статусу 46% -руководители организаций и, в равной пропорции руководители подразделений и специалисты различного ранга (по 16,1%).